Идеальное кресло

Nov 22, 2022 09:33

В Мраморном дворце, в момент нашего посещения оного, на третьем этаже проходила выставка "Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков".

Не стой, если можешь сидеть.
Уинстон Черчиль







Туда мы и отправились, после прогулки по второму этажу дворца. "Герои" экспозиции - самая разнообразная мебель для сидения: от исторических скамей и сундуков, до современных стульев и кресел. На выставке представлены кресла, стулья, табуретки, качалки, банкетки и их изображение в живописи и графике XVIII-XXI веков.







Из всех предметов меблировки стулья и кресла, благодаря своей легкости, наиболее мобильны. В XIX веке легкость перемещения стульев увеличилась благодаря колесикам на ножках и ручкам на спинках. К тому же стул, да и кресло, может выступать как универсальный предмет обстановки, легко заменяющий вешалку или стол.




Да и сами по себе стулья разного назначения отличаются пропорциями, весом, наклоном спинки, типом сидения и прочее.
Кстати, детали конструкции кресла или стула носят названия, отсылающие к частям человеческого тела, а в искусстве стул нередко выступает двойником человека.

Выставка очень интересна, так что если вдруг до конца Новогодних праздников вы окажитесь в Питере, обязательно сходите в Мраморный дворец на выставку.

Стул, что твой Наполеон, красуется сегодня где вчерась.
Что было бы здесь, если бы не он?
Иосиф БродскийВы знали что есть стул, который называется "Тет-а-тет"? Я его увидела впервые.
Этот детский стул орехового дерева изготовлен в середине XIX века в Санкт-Петербурге. Происходит из кладовых Зимнего дворца, с половины великого князя Сергея Александровича.




Следующий любопытный экспонат - Стул-шинуазри. Изготовлен в Великобритании в 1844 году. Красив и должно быть удобен.




Прогулявшись по залам экспозиции можно окунуться в историю и узнать, например, что первыми стульями на Руси были государевы сидения, выполненные иноземными мастерами и служившие дорогими дипломатическими дарами.
Богатые стулья правителей вели начало от подробно описанного в Библии трона царя Соломона. Так что неудивительно, что в официальном императорском портрете XVIII века тронное кресло превратилось в такой же атрибут власти, как держава и скипетр.

И.Н.Крамской Портрет Александра III




Среди экспонатов кресла из Готлисового гарнитура, который насчитывал 26 предметов. Он находился в розовой гостиной императрицы Елизаветы Алексеевны в Зимнем дворце. В середине кресло первой трети XIX века.







Два кресла конца XVIII века т в центре кресло для Зеленой гостиной Китайского дворца, выполненное по проекту А.Ринальди.




Кресло из Кармазиновой гостиной и Опочивальной Михайловского дворца и кресло конца XVIII века.







Кресло типа "жозефина" было изготовлено из карельской березы по проекту Н.В.Набокова в 80-е годы XIX века. Второе кресло находилось в Палисандровой гостиной дома княгини Марии Анатольевны Шаховской. Выполнено по проекту И.А.Фомина в одной из мастерских Санкт-Петербурга. А вот обивка была изготовлена Анной Степановой и Акулиной Галкиной (удивительно, даже имена мастериц сохранились) в селе Бранцы Новгородской губернии.







Особого внимания заслуживают подлокотники кресел, выполненные в виде птиц.







Различные виды мебели для сидения - кресла простые, складные, стационарные, табуретки и скамьи, ряды сидений и отдельные стулья для публичных мест были известны еще в древних цивилизациях. Но по мере развития архитектуры жилья и общественных мест, социальных отношений и политических идей появлялись новые виды и формы мебели для сидения. В XVIII веке возникают кресла для сидения перед камином, кабинетные кресла, для игры на виолончели, кресла стали "различаться" по гендерному признаку ))) . Стали появляться дамские и мужские кресла.




Дальнее кресло изготовлено на Тульском оружейном заводе по проекту Чальза Камерона.




Дальнее кресло изготовлено на Тульском оружейном заводе по проекту Чальза Камерона.
Стул и кресло второй половины XVIII века, в центре - стул для Конференц-зала Академии художеств. Изготовлено по проекту П.И.Брюлло учениками "класса резной орнаментной скульптуры на дереве" Академии художеств.




В выставочном пространстве представлены портреты видных политических деятелей. Мебель для сидения традиционно изображают в своих работах портретисты и мастера жанровой живописи, исторические живописцы и художники интерьерного жанра.

Портрет Д.М.Сольского кисти Б.М.Кустодиева




Портрет императрицы Екатерины II кисти И.П.Аргунова.




Портрет живописца Д.Г.Ливицкого. Художник И.Е Яковлев. Увидев его, подумала. Работы самого Ливицкого я, естественно, знаю. А вот как выглядит художник - пожалуй увидела впервые.




Еще два портрета. Слева работа О.А.Кипренского - Портрет графа Г.Г.Кушелева. Справа - Портрет цесаревны Натальи Петровны - кисти Л.Каравака




На этом полотне И.Лампи (старший) изобразил генерал-фельдцейхмейстера (выговорить бы) светлейшего князя П.А.Зубова в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного.




Но конечно главенствующее место в экспозиции занимают кресла и стулья. Эти - из разных залов Михайловского дворца.







Основным материалом для изготовления мебели для сидения, на протяжении многих веков, служило дерево. Но уже античные цивилизации знали металлические кресла, а Китай подарил миру фарфоровые табуреты.




В истории русской мебельной моды конца XVIII-XIX веков особое место занимали в красное дерево и карельская береза. Мода на акажу (очень твердое, светло-красное дерево, растущее в Африке и в Индии) пришла в Россию из Англии в XVIII столетии и к середине XIX века стала повальной, перебравшись из парадных покоев дворцов в квартиры обывателей.




Увлечение карельской березой началось в 1770-х годах, после того как появились образцы мебели из этой чисто русской древесины, получившей название "царской".




С начала XX столетия искусство создания повседневной вещи стала осознаваться как одна из наиболее важных задач художников и архитекторов. Мебельный дизайн развивался под влиянием новых материалов и новых технологий.







Технологии гнутой венской мебели использовали дизайнеры XX века. Гнуть фанеру одной из первых начала ревельская компания "А.М.Лютер", получившая большую золотую медаль Парижской выставки 1900 года. Но и в 30-го годы прошлого века гнутая фанера оставалась новаторской технологией.




На выставке представлены не только "классические" стулья и кресла из привычных материалов, но и довольно необычные. Например, из камня, пластика, пенопласта




и верблюжьей кожи, где подлокотниками служат фигуры верблюдов.







В последнем зале представлены кресла и стулья, на которых можно посидеть. Детский стул-качалка "Трещетка", синий стул "Shiny", кресло и пуфик "Каеф" (почти кайф).

В этом же зале я нашла свое идеальное кресло!!!




Оно создано по проекту Анастасии Фень в 2019 году на кафедре дизайна мебели государственной художественно-промышленной академии им.А.П.Штиглица. Кстати, в этот раз мы собирались, но туда не дошли. Так вот... Это мое идеальное кресло. Садишься в него и отгораживаешься от всего. Оно очень комфортное. Присев на минутку, мне захотелось в нем остаться и больше никуда не идти. Надо сделать себе такое дома. Тем более имеются все необходимые подручные материалы.




Собственно ВСЁ!!!



Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru)

Дворцы и Усадьбы, Санкт-Петербург, Музей, Путешествия

Previous post Next post
Up