Город в окружении сопок

Oct 13, 2022 19:14

Когда мне позвонили и сказали, что можно слетать на три дня в Читу (в деловую поездку), я не раздумывая согласилась. Правда когда поняла, что в реальности из трех дней в городе я проведу всего один и тот буду занята, расстроилась.

Дело в том, что все рейсы в Читу улетают из Москвы вечером, а обратные рейсы, из Читы в Москву - утром. То есть, если ты вылетаешь 1-го туда, а 3-го обратно, то на все про все остается реально один день. Плюс добавляется 6 часов разницы во времени. И получается полный треш.

Но мне не привыкать, тем более слетать или съездить поездом ы Читу я мечтаю страшно сказать сколько лет. Но не складывалось. А тут...

Поездка началась с попытки поменять дату обратного вылета. Но поскольку билет у нас был групповой, то ... пришлось обратный билет покупать самостоятельно. Но оно того стоило.
В общем, сев в 8 вечера в самолет, проспав урывками, с перерывом на ужин, пару часов в 8 утра следующего дня я приземлилась в Чите.
Утро нас встретило солнцем и легким туманом у подножия сопок. Надо сказать, что читинский аэропорт и город окружены сопками. Это невероятно красиво.

Пока ждали транспорт, который отвезет нас в город, а некоторые еще и багаж, я решила прогуляться по территории возле аэропорта.

Первое каменное здание аэровокзала было сдано в эксплуатацию в 1952 году. Строительство длилось два года, а до этого пассажиры пользовались деревянной постройкой, возведённой в 1939 году. Она сохранилась до нашего времени, но скрыто за забором.

Здание в стиле «ампир» жители Читы долгие годы называли «корабль в степи». Выглядела шикарная постройка очень одиноко. Дело в том, что поблизости кроме взлётной полосы, старого аэровокзала, прилегающих к нему домов, а также бараков жилгородка, где жили строители, и воинской части, стоявшей в незначительном отдалении, больше ничего не было.

В 1988 году в аэропорту было построено новое здание и сегодня первый аэровокзал обслуживает пассажиров международных линий. Правда в связи с тем, что международное авиасообщение временно приостановлено, старое здание закрыто. Кстати, в этом году исполнилось 70 лет со дня открытия первого здания аэропорта.

От аэропорта до Читы около 20 км. Расположен город в месте слияния рек Чита и Ингода, в котловине, в окружении сопок.

Датой основания Читы считается 1653 год. По одной из самых популярных версий, казаком-первопроходцем Петром Бекетовым, который «служилым людям велел срубить зимовье анбар государев да три избы казачьи, а в зимовье и около зимовья велел крепости учинить». Именно это зимовье, по мнению ряда исследователей, положило начало селению Плотбище, где сколачивали плоты для дальнейшего сплава по реке. Еще через десять лет была построена церковь, обосновались постоянные жители, и поселение обрело статус слободы.

В 1711 году слободу переименовали в Читинский острог - так называли укрепления этого периода, хотя на самом деле защитных стен вокруг Читы никогда не было. Население острога росло крайне медленно, к моменту суда над декабристами в нем было всего несколько десятков жителей. Парадоксальным образом ссылка дала толчок развитию города - сюда пришли военные, начала развиваться торговля, бытовые службы.

В 1851 году Чита получила статус города, в конце XIX века она превратилась в крупный транспортный центр благодаря прокладке Транссибирской магистрали. В ХХ веке, после революции, Чита в течение 3 лет была столицей непризнанного государства - Дальневосточной республики, затем вошла в состав СССР в качестве столицы Читинского округа и области. В 2008 году область расширила свои границы, и Чита стала центром Забайкальского края.

Ну а мы по дороге в Читу заехали на Титовскую сопку. С нее открывается вид на города, в котором сейчас проживает 350 тысяч человек.

Здесь же на смотровой площадке стоит Часовня Александра Невского, освященная в сентябре 2001 года в день памяти святого Благоверного Великого князя. Сейчас здесь проводятся реставрационные работы.

Водитель нашего микроавтобуса оказался очень общительным и после недолгих уговоров отвез нас к Старо-Читинской церкови Архангела Михаила. Она была построена в 1776 году и сейчас это самое старинное строение в Чите. Знаменита она тем, что в ней венчались декабрист Иван Александрович Анненков и француженка Полина Гебль, а также декабрист Дмитрий Завалишин и Апполинария Смольянинова. Сейчас в храме располагается музей Декабристов. О нем расскажу обязательно.

Рядом с храмом две надгробные плиты, когда-то здесь было кладбище. На одной надпись - "Младенец Софья Волконская, родилась и умерла 10 июля 1830 года".

Недалеко от храма находится Дом Е.П.Нарышкиной, жены декабриста М.М.Нарышкина. Е.П.Нарышина прибыла в читу одной из первых, в мае 1827 года. Ей было всего 23 года. В небольшом доме, построенном из лиственничных брёвен, она прожила до 1830 года, до момента перевода мужа в Петровский Завод. Сейчас в здании располагается библиотека.

Добравшись до гостиницы я планировала отправиться на небольшую прогулку, но один звонок изменил мои планы.
Дело в том, что в Чите у меня живут родственники - папина двоюродная сестра. Собственно поэтому я так и хотела приехать в Читу - город где родился и вырос мой отец.

Так что через 15 минут после звонка я уже сидела в машине, которая везла меня на небольшую экскурсию по городу. Изначально планировалось, что встрече с родственниками, которых я никогда не видела, будет посвящен следующий день, но... Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

И первым пунктом стал Железнодорожный вокзал «Чита-2». Вокзал является главным объектом Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД» и одним из крупнейших железнодорожных центров на Транссибирской магистрали. Датой основания здания вокзала, а именно центральной его части под куполом с двумя крылами слева и справа, строгой симметрии, считается 15 июля 1899 ода., когда был заложен первый камень на Атамановской площади. Освещение здания, построенного по проекту Г.В. Никитина, состоялось 8 июля 1903 года. Первоначально ему дали название «Пост Чита-город». При сдаче вокзала в эксплуатацию, он получил новое название «Чита-город», а затем «Чита-пассажирская» и «Чита-2». И сегодня здание является одним из красивейших и ценнейших архитектурных сооружений г. Читы.

Напротив вокзала возвышается Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери. Перед собором установлен памятник Александру Невскому.

Первый камень в основание Кафедрального собора Казанской Божьей Матери был заложен в 2001 году, а спустя три года, в 2004 году собор был освящен. Раньше на этом месте находился спортивный стадион. А старый Казанский собор, снесенный, как и многие в 30 годы прошлого века располагался на Михайловской площади, ныне площади Декабристов. Кафедральный собор является одним из самых крупных в Сибири и на Дальнем востоке. Храм построен во владимиро-суздальском архитектурном стиле, небесно-голубого цвета с контрастными белыми элементами и золочёными куполами.

Недалеко от собора и вокзала стоит сохранившееся каменное здание бывшего доходного дома Забайкальского казачьего войска (1909-1912). А когда-то здесь, еще в XIX веке, располагалась Читинская таможня.

После этого мы отправились на экскурсию в музей Декабристов. Утром же он был закрыт, да и мы торопились в гостиницу.
Ну а после музея... Меня отвезли на улицу

Именно в этом доме родился и вырос мой папа. Три окна на первом этаже. Есть и другие адреса в Чите. Два адреса на улице Ленина и еще один на Чайковского. Там жили мои бабушка и дедушка, после того как папа уехал в Москву.

Заворачиваем за угол. Когда-то на месте пристроенного кирпичного дома стоял двухэтажный деревянный барак. В нем жили братья Соломины.

А в этом дворе они играли в футбол. Дома уже нет, да и во двор не войти. Везде закрытые ворота и калитки.
Подъезд, который виден вдалеке, это как раз подъезд папиного дома.

Напротив дома - гимназия, в которой учился мой отец. Только вот сфотографировать ее я забыла ))) Дом запечатлела, а школу нет.

Поскольку до часа Х у меня еще оставалось время, я решила прогуляться чуть-чуть по центру - в районе площади Ленина.
Практически в центре площади стоит памятник Ильичу.

За его спиной новое здание Правительства Забайкальского края.

Левее, на пересечении улиц Чайковского и Бутина - Спасо-Преображенский храм.

В бывшем доходном доме купца Д.В. Полутова ныне располагается администрация города. Здание было построено по проекту читинского архитектора Федора Пономарева на бывшей земле богатого нерчинского купца Михаила Дмитриевича Бутина, в самом центре города в стиле образца провинциального модерна. В начале века этот участок земли у него приобрел читинский купец 2-й гильдии Дмитрий Васильевич Полутов и построил на углу улиц Большой и Софийская (ныне ул.Ленина и Бутина) новый доходный дом - красивый каменный трехэтажный особняк. К этому времени в квартале Полутова уже стояли деревянные дома оригинального архитектурного решения. По внешнему виду новый дом дополнил красоту квартала и стал его доминирующим объектом.

Не знаю в связи с чем, но площадь была перекрыта для транспорта и открыта для пешеходов. С чем это было связано не знаю. Может так всегда. Забыла поинтересоваться.

На углу улиц Ленина и Ленинградской высится здание управления Забайкальской железной дороги. Оно было возведено в 1947 году и является еще одним образцом архитектурного ансамбля, украшающего главную площадь города. Парадный вход здания украшает массивный портик, опирающийся на восемь могучих колонн. По фронтону строение украшено художественной лепкой, а сверху портик венчает герб СССР.
На углу здания возвышается «золотой» купол, стены под которым декорированы художественной лепниной.

Пройти мимо фонарей я, естественно не могла. Еще одни в мою коллекцию.

Прямо напротив, через площадь стоит двухэтажное деревянное здание желтого цвета. Это здание почтово-телеграфной конторы, которое считается уникальным образцом отечественного зодчества среди сохранившихся архитектурных памятников. Проект создал архитектор М.А. Арнольд, который до перевода в Забайкалье в 1888 г. принимал участие в строительстве шпиля Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, Томского университета и других объектов. Рубленое из крупного бруса и обшитое тесом, здание занимает участок улиц Ленина - Анохина и Бутина протяженностью 78 м, шириной 31 м. Комплекс состоит из пяти частей: главного в центре, двух боковых флигелей, соединенными переходами в центральный корпус и двумя каменными объемами, соединяющими деревянные части. В центре - шатровая башенка. Нависающий карниз поддерживается кронштейнами и обрамляет здание по всему периметру. Здание - одно из немногих архитектурных объектов Сибири, занесенное в каталог памятников деревянного зодчества, изданный в Лондоне в 1907 году.

Здание было введено в эксплуатацию 21 ноября 1893 году и явилось для областного города событием огромной важности. Со дня своего существования здание не меняло свои функции.

Кстати, именно перед почтой стоит верстовой столб с нулевым километром.

На углу улиц Бутина (бывшая Софийской) и Лермонтова (Аргунской) располагается большое трехэтажное здание, владельцем которого был Капитон Иванович Бушмакин. Нерчинский купец, К.И. Бушмакин не имел в Чите ни торговли, ни производства. После окончания собственной торговли в Нерчинске в 1912 году, понимая перспективность города Читы, он перевел сюда свои капиталы, купил участок земли с деревянными постройками и заказал проект будущего доходного дома. Автором проекта стал Леон Иванович Корганов.
Дом начали строить в 1914 году и окончили в 1917 году. Были запроектированы также боковые «крылья» как по улице Софийской, так и по улице Аргунской, но осуществить проект полностью не удалось из-за начавшейся мировой войны.
Сейчас в доме Бушмакина располагается Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения министерства обороны РФ по Забайкальскому краю».

Я бы и дальше продолжила свою прогулку, но... надо было возвращаться в гостиницу. Все-таки я не гулять приехала. Да и к тому же у меня был еще один день. Повеселила реклама магазина косметики.

Дом офицеров был открыт 1 ноября 1929 года в небольшом помещении здания Второвского пассажа. Тогда он правда носил другое название и назывался - Читинский Дом Красной Армии. У здания, как и у парка, что расположен в глубине очень интересная история. Узнать, что планировалось построить на месте парка и какую роль в жизни Дома офицеров сыграл Иосиф Кобзон можно по ссылке.

Ну, а я сворачиваю на Профсоюзную, где на углу с улицей Ленина 6 ноября 2008 года был установлен памятник первопроходцам Забайкалья П.И. Бекетову со товарищи. Автор памятника скульптор из Улан-Удэ, член Союза художников России, член Российской Академии художеств Александр Михайлович Миронов. Скульптурная композиция состоит из фигуры русского казака (собирательный образ) в экипировке, соответствующей середины XVII века. Справа от скульптуры - макет деревянного сибирского острога.

Чуть ниже по улице находится здание Забайкальского краевого драматического театра. Кстати, сегодня состоится или вернее уже состоялось (разница 6 часов) открытие обновленного драматического театра!

Здание театра строилось чуть больше трех лет и было открыто 3 октября 1970 года. Новое здание стало первым театром Советского Союза, построенным из силикатного кирпича. Правда от облика того здания сегодня мало что осталось. Первый раз здание реконструировали в начале 2000-х годов. Вторая масштабная реконструкция началась в 2019 году и вот наконец закончилась.

Собственно на этом все. Я завершаю сегодняшнюю прогулку у здания Забайкальской краевой филармонии, где 20 сентября открылся Фестиваль Олега Лундстрема, о котором я уже писала.

Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru)