Пешком по Санкт-Петербургу

Jul 05, 2022 20:54

Каждый раз приезжая в Санкт-Петербург мы отправляемся гулять, стараясь выбрать новый маршрут. Даже гуляя по центру, исхоженному вдоль и поперек, можно открывать для себя то-то новое.




В этот раз мы доехали до Гостиного двора и выйдя на Невский повернули направо.
Здание для Санкт-Петербургско-Азовского коммерческого банка было построено в 1896-1998 годах архитектором Б. И. Гиршовичем. Однако в 1902 году банк закрылся, и здание перешло вновь созданному Северному банку.
В советское время в здании также располагался банк, а с 2003 года в нем находится "Дом книги".




Дойдя до Аничкова моста мы повернули на набережную реки Фонтанка.




Дворец Белосельских-Белозерских. Он был построен в 1848 г. известным архитектором эпохи Николая I А.И. Штакеншнейдером. Проект здания был представлен императору, и он одобрил его. Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.
Каждый раз приезжая в Санкт-Петербург мы пытаемся попасть в него и безуспешно. Дело в том, что дворец принадлежит частной компании и все экскурсии только с ее разрешения. Не знаю как в этом году, но в прошлом экскурсии проводились только по субботам и только с 12 до 16 часов. В этот приезд даже не интересовалась. Надо будет попытать счастье в следующий приезд.




Несмотря на то, что здание находится на набережной его адрес - Невский проспект, 39З.




Доходный дом графа М. П. Толстого по адресу улица Рубинштейна, 15-17/ набережная реки Фонтанки, 54, был построен в 1910-1912 годах. Это крупнейшее и самое выдающееся сооружение гениального мастера северного модерна архитектора Фёдора Лидваля. Его постройки - знаковые символы Серебряного века, эталоны столичной петербургской архитектуры в период с 1899 по 1917 год. Характерно, что богатейшее петербургское семейство промышленников Нобелей заказывало строительство домов и особняков именно Фёдору Лидвалю. Внутренние интерьеры великолепнейшей гостиницы «Европейская» выполнены по проектам Фёдора Лидваля, а самый шикарный номер («президентский» люкс) имеет персональное имя «Лидваль».




Практически напротив, на другом берегу Фонтанки, обосновалась Новая сцена Александринского театра. Сцена была открыта в 2013 году.
Сцена Александринского театра




Ломоносовский мост трижды менял свое имя. С момента открытия в 1787 году и до 1798 года он именовался Екатерининским, в честь Екатерины II. Затем мост был переименован в Чернышев мост, по располагавшейся недалеко загородной усадьбе графа Чернышёва. 23 августа 1948 года мост был переименован в честь М.В.Ломоносова.




Петровское торгово-коммерческое училище было открыто на средства Санкт-Петербургского купеческого общества в октябре 1880 года. Историческое здание училища сохранилось до наших дней. В настоящее время здесь располагается СОШ N206.




Повернув с набережной направо мы оказываемся на улице зодчего Росси. Улица уникальна своим точным следованием античным канонам - её ширина равна высоте её образующих зданий (22 метра), а длина ровно в десять раз больше - 220 метров.
В доме номер 2 некогда размещалась Дирекция императорских театров. А затем, после изменения фасада и интерьеров, произведённой по проекту архитектора А.К.Кавоса, туда въехало Санкт-Петербургское Императорское театральное училище - ныне Академия русского балета им. Вагановой




Доходный дом архитектора Н.П.Басина был сооружен по его собственному проекту в 1878-1879 годах в так называемом неорусском стиле, что делает его похожим на русский деревянный терем. Фасады дома с разнообразными по рисунку окнами с резными "полотенцами", кокошниками, столбиками-кубышками, по мнению некоторых исследователей, созданы по рисункам архитекторов И. П. Ропета и Н. Н. Никонова. Вплоть до революции 1917 года архитектор Басин был единственным владельцем доходного дома. При советской власти здание было национализировано. Сейчас в доме живут представители городской творческой интеллигенции: работники расположенного рядом Александринского театра, актеры, режиссеры.




Кстати, как раз в день моего рождения в Петербурге открылся Фестиваль цветов. Он проходил на площади Островского.










Кроме того, что в Северную столицу мы отправились всей семьей отмечать мой день рождения, был и еще один повод. Это - День рождения основателя города - Петра I. Точнее 350-летие. Правда в этой части программы не все получилось, но об это расскажу отдельно.




Представлять один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга я думаю надобности нет. Казанский собор был построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.




Свернув на Казанскую улицу и пройдя несколько шагов мы оказались перед фонтаном Воронихинского сквера.
Вообще это пространство было задумано автором проекта собора архитектором А.Воронихиным как площадь перед входом в храм, откуда было бы лучше наблюдать западный портик здания.
Гранитный фонтан-водопой был перенесен сюда в 1934-1935-х годах с Пулковского шоссе, где находился с 1809 года. Фонтан был создан по проекту архитектора Тома де Томона каменных дел мастером Генри Гроуером.




Неприметный с виду дом на перекрестке улицы Казанской и ул. С.Тюленина имеет интересную историю. Еще в 1744 году участок нынешнего дома №6 по Казанской улице принадлежал купцу Степану Васильевичу Зимину. По его фамилии переулок 200 лет назывался «Зимин переулок». В нем, до 1820 года он жил со своим семьей.
Следующим владельцем дома стал происходивший из старого купеческого рода Матвей Петрович Глазунов. В конце XVIII века им были открыты книжные лавки в Москве и Петербурге. Его совладельцами стали братья Иван и Василий. С 1790 года Иван Петрович Глазунов начал издавать книги, в 1803 году он основал свою типографию. С юных лет Илья Глазунов помогал отцу, а после его смерти основал фирму «Братья Глазуновы». Продолжили начатое им дело сыновья Иван и Константин. Род Глазуновых за заслуги в книгоиздательстве и книжной торговле в 1883 году был возведен в потомственное дворянство. Сейчас в доме № 6 по Казанской улице располагается ведомственная гостиница - «Общежитие гостиничного типа РГПУ им. Герцена», со всеми современными видами обслуживания, включающими бар, кафе, караоке, салон красоты.
Около этого дома мы оказались неслучайно. В подвальчике дома находится ресторан грузинской кухни "Сулико". Туда мы отправились обедать, а подкрепившись продолжили прогулку.




Лютеранская церковь Святых Петра и Павла в центре Санкт-Петербурга была построена в 1833 году. Я о ней писала уже. Повторяться не буду.




Дойдя до Большой Морской улицы мы свернули в сторону Триумфальной арки. Думали прогуляться и пофотографироваться на Дворцовой. Но не тут-то было. Там полным ходом шло строительство. Собирали эстрадную площадку для концерта.
Поэтому, обойдя площадь по большому кругу, мы отправились прямиком к Адмиралтейской набережной.



Пристань со львами - это парадный спуск к Большой Неве, созданный по проекту архитектора Карла России в первой четверти XIX века.
Идея установки львов на пристани появилась в первом проекте Луиджи Руска и прошла красной нитью через все варианты оформления. Во всех исторических документах указывается, что рассматривалась установка точной копии флорентийских львов. В итоге львы были установлены на Дворцовой пристани как украшение в 1832 году. Они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге, мастером И.Прангом, по модели скульптора И.П.Прокофьева.




В честь юбилея Петра Первого город был украшен флагами с изображением двуглавого орла, гербом Санкт-Петербурга и вензелем Петра Первого.







Поймала себя на мысли - сколько раз я проходила пешком по набережной, но как-то не обращала внимания на этот памятник Петру I. Царь-плотник. Изначально памятник был установлен на Адмиралтейской набережной в 1910 году по модели скульптора Л. А. Бернштама. В 1996 году его восстановили. Л. А. Бернштам был «любимым скульптором государя», императора Николая II. Бернштам создал пять моделей памятников, посвящённых царю-реформатору. Одна из них была показана на Всемирной выставке, в Париже в 1900 году...




На противоположном берегу Невы расположилась Кунсткамера - первый музей в России, учреждённый императором Петром I в Санкт-Петербурге. Он был основан в 1714 году. Надеюсь все же туда попасть. Все ноги не доходят. Раз пешком никак - надо видимо на метро или на машине. ))))




Здание зеленого цвета, растянувшееся вдоль набережной было построено по приказу Александра Даниловича Меншикова для своего воспитанника будущего императора Петра Алексеевича (Петра II). Желая приобрести родство с царской семьёй Меншиков обручил свою дочь с ещё молодым Петром Алексеевичем. По этому случаю 11 июня 1727 года на берегу Невы был заложен дворец для будущего царя Петра II. На церемонии закладки присутствовал автор проекта здания архитектор Доменико Трезини и сам Пётр II. Однако Пётр здесь никогда не жил, так как в 1728 году с правительством переехал в Москву.
Правые девять окон правой части здания - дом бывшего дворецкого князя Меншикова - Федора Соловьёва. Дом был построен в период между 1710 и 1714 годами. В 1716 году Фёдора, как и его двух братьев, обвинили в неуплате торговых пошлин и заточили в тюрьму. В 1719 году их имущество было конфисковано. При последующем строительстве дом Соловьёва был включён в пространство нового дворца.




Между зданиями Кунсткамеры и Дворца Петра II недалеко Государственного университета в 1986 году был установлен памятник М.В.Ломоносову. Место выбрано не случайно. Будучи студентом, Михаил Васильевич учился именно в этом вузе, а спустя некоторое время стал ректором университета. Это был один из самых ярких этапов истории университета. Строительство этого памятника было приурочено к празднованию круглой даты - 275 лет со дня рождения литератора. Над проектом и эскизами работали Б.А.Петров и В.Д.Свешников, которые создали монумент с лучших традициях русского классицизма.




Меншиковский дворец был построен для приближенного императора Петра I, первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга А.Д.Меншикова в качестве жилого и административно-общественного здания. Дворец является первым каменным зданием Санкт-Петербурга. Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны, которого в 1713 году сменил Готфрид Иоганн Шедель. Несмотря на то, что строительные работы велись до 1714 года, Меншиков отпраздновал новоселье еще в 1711 году, когда было завершено строительство первой очереди. Однако отделка интерьеров велась до 1727 года, когда светлейший князь был отправлен в ссылку.




Прогулявшись вдоль набережной мы направились в сторону Исаакиевского собора. Пока ожидали разрешающего перейти дорогу сигнала светофора мимо нас проехала карета.




Исаакиевский собор. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве.
Первый камень новой Исаакиевской церкви Петр I заложил 6 августа 1717 году. Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Новый храм возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. Однако церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I и из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, поэтому в 1763 году здание было разобрано.
Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.




Думаю, что представлять памятник Петру I работы скульптора Фальконе нужды нет. Его открытие состоялось 7 (18) августа 1782 года. Место расположения памятника Петру I выбрано неслучайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство и здание главного законодательного органа царской России - Сената.
Интересная деталь. Голову "Медного всадника" вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Назревал скандал, но Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.
"Медным всадником" скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин. Между тем, на самом деле она выполнена из бронзы. Но выражение "Медный всадник" стало настолько популярным, что стало практически официальным.




Здание, расположенное между Большой морской улицей и набережной реки Фонтанки было построено для резиденции Министра государственных имуществ. Тут же размещались канцелярия, типография, архив Министерства. Его строительство длилось с 1847 по 1853 год. Автором проекта стал архитектор Н.Е.Ефимов. После его смерти в 1851 году работы продолжил Л.Л. Бонштедт.
Сейчас в здании размещается Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова.




В 1762-1768 годах месте Мариинского дворца архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом был построен дом для И. Г. Чернышева. Впоследствии фундамент и стены этой постройки были использованы архитектором А. И. Штакеншнейдером, который включил их в здание дворца, построенного им в 1839-1844 годах по заказу императора Николая I. Дворец был возведен для великой княгини Марии Николаевны и являлся подарком к ее свадьбе с герцогом Лейхтенбергским.




Дом 91 по набережной реки Мойки был построен в 1872 по проекту архитектора Николая Федоровича Фон Брюлло. Мое внимание привлекла необычная мемориальная табличка - точнее, как будто светящаяся изнутри, стеклянная вставка с портретом. Надпись на табличке все объяснила.

"В этом доме с 1924 по 1986 год жил и работал и работал основатель школы современного отечественного художественного стекла художник Борис Александрович Смирнов".




По Фонтанному мосту мы перешли через речку и дойдя по Фонтанному переулку до улицы Декабристов повернули на нее.




На улице Декабристов, в доме № 11 в 1921-1922 году жил и работал Александр Грин.







Побывав на экскурсии в Юсуповском дворце, о чем я обязательно расскажу, мы отправились в гости. Ближайшей станцией метро оказалась станция Садовая (Сенная площадь). А до метро, естественно, пешечком.

Мимо Львиного моста, перекинувшегося через канал Грибоедова.




На противоположном берегу привлек внимание вот этот дом персиково-розового цвета. В интернете много разной информации про него, но она настолько разная, что я растерялась. На одном из сайтов нашла вот такую "цепочку". Дом В. С. Балашева - Типография и литография В. С. Балашева - Доходный дом О. В. Челищевой - Доходный дом Ротиных. На другом - написано, что дом был построен для Ф.И.Ротина. Так что.. Если у кого-то есть достоверная, проверенная, информация - делитесь.




На каком из домов увидела вот эту вывеску - не помню. Да и наверное не очень важно.




Наша пешая прогулка по Санкт-Петербургу подошла к финалу.
Дойдя до Сенной площади мы нырнули в метро и уже через час сидели на открытой веранде дома в одном из СНТ под Санкт-Петербургом )))

Прогулка по городу, Санкт-Петербург, Путешествия

Previous post Next post
Up