Московский корреспондент Frankfurter Allgemeine Zeitung Фридрих Шмидт в статье «Российская боевая зона» от 26 января 2016 г. утверждает, что российский лидер только усугубляет миграционный кризис, нанося удары по «противникам режима Асада» в Сирии. По словам Шмидта, Путин использует ситуацию с беженцами в ЕС в своих целях: во-первых, чтобы убедить население, что в других странах жить еще хуже, чем дома, и, во-вторых, чтобы ослабить единство европейцев и надавить на наиболее «слабые звенья».
Обращает на себя внимание резкий, даже ругательный тон некоторых материалов. Так, упомянутый Шмидт говорит о «Путине и его клике». Газета Die Welt не чурается заголовка «Путинские псы» и утверждений о том, что глава МИД России С.В. Лавров руководит «штабом по уничтожению Европы».
Последний визит баварского премьер-министра Х. Зеехофера в Россию вызвал в прессе ажиотаж. Руководитель радиостудии ARD в Москве Герман Краузе 3 февраля 2016 г. обвинил премьера в «подыгрывании» Путину в вопросе с сирийскими беженцами и в отходе от официальной линии Берлина.
12 февраля 2016 г. газета Frankfurter Rundschau опубликовала письмо одного из читателей под заголовком «Мигранты как оружие и инструмент шантажа». Автор письма, голландский карикатурист Аренд ван Дам, заявил следующее: «Основной целью президента Путина является ослабление ЕС. В то время как страны ЕС по-прежнему не могут договориться о том, что делать с беженцами из Сирии, Путин и Асад организуют все новые потоки беженцев и используют их в качестве оружия против Европы».
Схожие публикации - «Беженцы как оружие» (Ян Фляйшхауэр, сайт журнала Der Spiegel, 16.02.2016) и «Путин использует беженцев как оружие» (Райнер Херман, FAZ, 14.02.2016) - появились и в других ведущих изданиях, представляя своеобразный аккомпанемент выступлению на Мюнхенской конференции по безопасности сенатора Дж. Маккейна. В начале марта тему целенаправленно организуемой Кремлем миграции подхватил главком ОВС НАТО в Европе Ф. Бридлав (Focus online, 03.03). Впрочем, другие немецкие СМИ обошли это заявление генерала молчанием.
Второе направление информационной компании против России возникло относительно недавно и связано с тем, что на территории Германии проживает большое количество русского или русскоговорящего населения, которое имеет возможность читать новости на русском языке из первоисточников, общаться друг с другом через социальные сети, обмениваясь взглядами на российскую политику. По данным частной разведывательно-аналитической компании Stratfor (США), в 2015 г. в ФРГ проживали 3,5 млн русскоговорящих, или 4,3% населения страны. На наш взгляд, цифра 4,3% хоть и является внушительной, но не столь критична для выстраивания внутренней политики. Так, согласно Stratfor, в Израиле русскоговорящие составляют 15% населения, в Словакии - 29%, в Болгарии - 35%, в Монголии - 33%
[ii].
По данным Федерального статистического ведомства (Destatis), выходцы из России занимают в Германии третье место после Турции и Польши. Если к ним прибавить выходцев из Казахстана (члена Евразийского экономического союза), занимающих четвертое место, то получится заметный процент населения, подверженного, по мнению некоторых СМИ, воздействию «пропаганды Кремля» и якобы способного организовать мощное пророссийское лобби. По оценке историка Виктора Кригера, которого цитирует Frankfurter Allgemeine Zeitung (31.01.2016), до 30% русских немцев в большей степени привязаны к России, чем к своей новой родине.
Соответственно, пресса пестрит заголовками вроде «Путин пытается будоражить русских немцев», «Восточный привкус: кто или что движет русскими немцами?», «Информационная война посредствам русских немцев», «Гнев русских немцев», «Немецкое пиво и российское телевидение» и т.п.
Каждый материал содержит одно или несколько обвинений в адрес русскоязычных жителей Германии. В частности, речь идет об организации демонстраций против беженцев, попытках возрождения «коррумпированного коммунистического анахронизма», просмотре тенденциозных российских телеканалов, нежелании интегрироваться в европейское общество, особых симпатиях к партиям и движениям ультраправого толка, оговорах мигрантов в изнасилованиях и пр.
В данном контексте весьма показательным представляется освещение в СМИ «дела девочки Лизы», в истории которой немецкие журналисты также увидели след российской пропаганды. Так, газета Frankfurter Allgemeine Zeitung опубликовала 31 января 2016 г. статью Маркуса Венера, в которой автор заявляет, что Кремль развернул информационное наступление: цель атаки - Ангела Меркель, оружие - беженцы, русские немцы и 13-летний ребёнок. По словам Венера, российский Первый канал спровоцировал тысячи людей по всей Германии «выходить с плакатами на улицу для защиты жен и детей от несуществующих угроз».
Таким образом, теперь любой митинг против официальной миграционной политики можно списать на «гибридную войну Кремля» и даже реальные происшествия, связанные с насилием, расценивать как провокацию со стороны российского ТВ.
Накануне мартовских выборов в парламенты трех федеральных земель, считавшихся своего рода плебисцитом по миграционному вопросу, в немецких СМИ состоялся очередной сеанс разоблачения. Со ссылкой на закрытое совещание в бундестаге с участием руководителей спецслужб Х.-Г.Маасена и Г.Мюллера журналисты сообщили о существовании «плана Путина», нацеленного на дестабилизацию ситуации в стране и отставку А.Меркель и включающего в себя масштабную кампанию дезинформации, поддержку ультраправых группировок и даже компьютерный саботаж объектов энергетической инфраструктуры ФРГ
[iii]. Если верить репортажу ZDF под названием «Россия поддерживает правых популистов Европы» (15.03), в орбиту влияния Кремля входят партии девяти европейских стран!
Рис. 4. Кадр из репортажа ZDF о «влиянии Кремля» на политические партии Евросоюза.
В целом можно говорить о том, что миграционный кризис стал катализатором существенного обострения российско-европейских отношений, в которых Берлин претендует на роль первой скрипки. Нагнетание антироссийских настроений в СМИ позволяет немецкой стороне отвлечь внимание от собственных политических промахов. Создавая негативный образ России, ФРГ, с одной стороны, подыгрывает своим заокеанским партнерам, а с другой, фокусирует внимание общественности на том, что проблемы, связанные с пребыванием мигрантов на территории Германии, надуманы и являются «происками» Кремля.
Очевидно, что эта позиция ведущих немецких СМИ совпадает с видением роли России в крупнейших партиях, экспертном и разведывательном сообществе ФРГ. Фактически обвинения строятся на использовании нескольких тем: Путин - Россия - русские. Это золотое сечение при правильном, а главное, частом упоминании в СМИ превращает Россию из свидетеля миграционного кризиса в Европе в обвиняемого. В конечном счете именно на это и нацелена антироссийская информационная кампания в Германии.
[i] Migration Policy Debates. 2015. September. № 7. P. 8 / OECD : website. URL:
http://www.oecd.org/migration/Is-this-refugee-crisis-different.pdf.
[ii] How Foreigners Can Help the Russian Military / Stratfor Global Intelligence : website. January 14, 2015. URL :
https://www.stratfor.com/sample/analysis/how-foreigners-can-help-russian-military.
[iii] См.: Jansen F. Gefahr für deutsche Unternehmen. Verfassungsschutz warnt vor Internetattacken aus Russland / Frank Jansen / Tagesspiegel.de : website. 2016. 12. März. URL:
http://www.tagesspiegel.de/politik/gefahr-fuer-deutsche-unternehmen-verfassungsschutz-warnt-vor-internetattacken-aus-russland/13310292.html.© 1992-2016, Российский институт стратегических исследований