В Узбекистане много мест, которые считаются святыми для мусульман. Но среди них, наряду с усыпальницей Кусама ибн Аббаса и Имама Аль-Бухари, мавзолей Бахауддина Накшбанда почитается с особым благоговением.
You can watch this video on www.livejournal.com
Справка из Википедии:
Бахауддин Накшбанд - (
1318-
1389) -
суфийский учитель, считается основателем самого значительного суфийского ордена
Накшбандийа (фактически он является пятым шейхом ордена).
Бахауддин родился в
1318 в семье ремесленника в деревне Касри-Хиндуван около
Бухары, умер и был похоронен также в родной деревне, которая потом превратилась в место паломничества. Практически всю свою жизнь он провёл в
Бухаре или недалеко от неё. Дважды совершил
хадж Его биография практически неизвестна, потому что он запретил ученикам записыват его деяния, и большинство сочинений появилось после его смерти. Трактат Анис ат-Таибин, который написал Салахаддин Мухаммад Бухари, умерший в
1383, посвящён больше вопросам духовности и морали.
Прозвище «Накшбанд» означает чеканщик. Интерес к
суфизму получил от деда. Первым его учителем был шейх Мухаммад Бабайи Симаси, умерший в
1340 г., он направил его к шейху Амир Сайид Кулалу, который посвятил его в общество дервишей
ходжаган. Духовную инициацию (руханийа) Бахауддин получил от Абдульхалика аль-Гиджувани, которого он увидел во сне и который собственно направил его к Кулалу Кулалу.
Он был сторонником простоты и непритязательности вплоть до аскетизма, и отвергал обряды и показную набожность. Он сформулировал 11 правил медитации (мушахида). Накшбанд распространил «тихий
зикр» с определённой методикой дыхания. Он при этом отрицательно относился к показным сорокадневным постам, бродяжничеству, публичным радениям (
сама) с музыкой и танцами и громкому
эикру, считал бесполезным принцип силсилат ал-барака, когда барака («благодать»),передаётся шейхам персонально по линии передачи от основателя. По его представлению барака даруется непосредственно Богом, но не от шейха или патрона.
Его принципами были - духовная чистота, отказ от роскоши и стяжательства, непритязательность, отказ от контактов с властями, затворничество в обители и узком кругу. При этом суфий должен строго следовать сунне и выполнять все предписания
шариата.
Его одиннадцать правил включают восемь от аль-Гидждувани и три дополнительных, на которых основано теперь общество накшбандийа:
- Вукуфи замани - пауза для самоконтроля. Постоянный самоконтроль за своим временем: если праведно, должен благодарить Аллаха, а если неправедно, должен просить прощения.
- Вукуфи адади - пауза для счёта. Повторять индивидуальный зикр отправлялся в строгом соответствии с установленным числом повторов и установленным ритуалом.
- Вукуфи калби - пауза для сердца. Мысленное представление сердца с именем Аллаха, чтобы ощущать, что в сердце нет ничего, кромеАллаха.
Общество Накшбандийа изначально опиралось на городское население, но впоследствии распространилось и среди кочевников, деятельность общества привела к распространению ислама по всей Средней Азии. Постепенно общество распространило свою деятельность на османскую Турцию, Индию а потом и мусульманское Поволжье.
Эмблемой общества является сердце с вписанным в него словом «
Аллах».
После смерти Накшбанд был признан святым, а также покровителем Бухары, в окрестностях которой провел всю свою жизнь. Над его могилой в
1544 был воздвигнут мавзолей, который стал местом паломничества среднеазиатских мусульман. Считалось, что троекратное посещение мавзолея Накшбанда равно одному посещению святынь Мекки и Медины.
Письменных трудов Накшбанд не оставил.
Усыпальница суфийского святого.
Справка из Википедии:
Баха ад-Дин - культовый ансамбль, развившийся в бывшем центре дервишского ордена
накшбандиев. Глава его, шейх
Бахауддин Накшбанд, умер в 1389 г. и был захоронен близ селения Касри Арифон (ныне Каганский район под
Бухарой).
Ансамбль Баха ад-Дин принял характерные для XVI в. формы сочетания некрополя с обрядовым зданием; в 1544 г. ханом Абд ал-Азизом I захоронение шейха было оформлено в виде наземного склепа - дахмы с мраморной резной оградой поверху, а поодаль - крупнейшее из известных здание ханака.
Находясь на расстоянии 12 км от города, это святое место
ислама действительно вдохновляет много людей. Пилигримы молодые и старые, мужчины, женщины, дети, приходя из близлежащих и далеких мест, собираются вместе для благословений, молитв, приема пищи в этом мирном и спокойном месте .
А вот как выглядел мавзолей в начале ХХ века. Фотографии сделаны гениальным русским фотографом (и проч.) Прокудиным-Горским (справка см. в
Википедии >>>)
[Открытый проект, посвященный изучению наследия
С. М. Прокудина-Горского >>>Фотографии Прокудина-Горского:
Узбекистан >>> ]
С. М. Прокудин-Горский. Общий вид медрессе
С. М. Прокудин-Горский. Фасад медрессе
С. М. Прокудин-Горский. Изразцовые рисунки над вратами в царской усыпальнице
С. М. Прокудин-Горский. Священный колодезь внутри двора