Экодом Евгения Широкова интересен во многих аспектах. Ограничимся основными. Первое. Широков принципиально не стал подключать здание к электрической и газовой сети, оно само вырабатывает электричество и тепло. Вопрос с электричеством был решен за счет ветряка и солнечной батареи. За тепло отвечают установленные на крыше солнечные коллекторы, производящие горячую воду, и печка оригинальной конструкции. Последняя - результат многочисленных путешествий - представляет собой комбинацию русской и китайской печей с некоторыми идеями, позаимствованными у североамериканских индейцев. «Я всегда считал, что русская печь - это вершина. Но потом понял, что можно построить эффективнее, да и лежанка под потолком - это некомфортно. Тогда я сделал печь обратной реактивной тяги, которую можно подтапливать раз в несколько дней и которая потребляет за счет высокого КПД в несколько раз меньше дров, чем обычная. За месяц сна на твердой и теплой лежанке я вылечил спину», - рассказывает Широков.
Второе. Это энергоэффективный дом. Теплопотери в нем кардинально снижены - за счет круглой формы и конструкции. Конструкция такова: в деревянный каркас вставлены блоки из эффективного утеплителя - прессованной соломы - толщиной 50 сантиметров. Тепловое сопротивление стены равно 10 - более чем втрое выше предусмотренного российскими СНИПами. На энергоэффективность работают и другие элементы: например, большинство окон выходит на юг.
Третье. Широков смог построить дом очень дешево. Комплект солнечных батарей белорусского производства мощностью 400 Вт был куплен за 2,5 тыс. долларов. Небольшой яхтенный ветряк такой же мощности приобретен в Европе за 1,2 тыс. евро (его Широков привез самолично). Правда, любой энергетик скажет, что в стоимости такой системы дороже всего не сами ветряки и солнечная батарея, а аккумуляторы, инверторы и прочее. Но за аккумуляторы не пришлось платить ни рубля. «Телефонные станции меняют такое оборудование раз в два года. Я взял списанное, но вполне годное», - объясняет строитель.
В этом доме Широков хотел также показать возможности использования вторичных материалов. При заливке фундамента он уложил в траншею стеклянные бутылки - улучшив тепловые свойства и сэкономив на бетоне. При строительстве печки и камина была использована старая чугунная ванна.
В итоге 80-метровый автономный дом обошелся в 25 тыс. долларов. Сделаем скидку на то, что это было в Белоруссии четыре года назад, и на то, что дом строился собственными руками. И все равно получается, что автономный дом обошелся очень дешево. Кстати, в Хосте под Сочи в 2011 году Широков за несколько месяцев возвел себе соломенный стометровый дом: несмотря на «олимпийские» наценки на все материалы в регионе, на строительство ушло не более миллиона рублей.
Четвертое. Здание интересно своей архитектурой. Дом круглый: одна из колонн каркаса стоит прямо в центре постройки, играя роль «центра Вселенной». Весь дом отделан в экостиле: солома сверху покрыта глиняной штукатуркой, используется много дерева. Крыша - зеленая, с травой. И еще одна необычная деталь: прямо внутри этого соломенного дома находится русская баня.
Пятое. В своем экодоме Евгений Широков не только мастерски работает с привычными нам тепловой и электрической энергией, но и обращает внимание на тонкую энергетику. Дом построен с учетом принципов фэн-шуй и древнерусской системы пропорционирования «Всемер», идущей от параметров человека, а не от метрического эталона. На практике это выражается в том, что в круглом доме Широкова очень приятно находиться: о «хорошей энергетике» говорят многие посетители.
В экодоме есть еще много всего интересного. Здесь, например, действует система биологической утилизации отходов, а вода из канализации после нескольких ступеней очистки попадает в огород. При этом выстроенный без использования искусственных материалов дом Широкова совершенно не выглядит как жилье экомаргинала. Несмотря на энергоавтономность, здесь есть все удобства. Хотя, естественно, такой дом рассчитан на особый образ жизни. Можно сказать, что это дом осознанного минимализма. В отличие от городской квартиры здесь нельзя зимой открыть все окна или часами мыться в душе. Нельзя включить одновременно все электроприборы: энергии солнца и ветра, запасенной в аккумуляторе, хватает на компьютер, энергосберегающие холодильник и лампочки. На случай долгого безветрия и отсутствия солнца есть маленький резервный бензиново-спиртовой двигатель, который включают на час-два в неделю на время работы стиральной машины. Этот двигатель, пожалуй, единственный компромисс, на который пошел Широков в своем экодоме.
Статья полностью:
http://expert.ru/expert/2012/13/eto-ne-skazka-pro-treh-porosyat/