Рэй Далио: Периоды в истории, похожие на текущий. Что будет США, миром и какие активы покупать.

May 14, 2020 10:27

Рэй Далио в различных интервью нередко повторяется. При этом часто размышляя о глобальных вещах довольно пространственно. Многие даже недоумевают, когда не слышат советов по поводу конкретных активов и конкретных дат прогнозов, будто управляющий хэдж фондом бесплатно сдаст все свои секреты. Но для себя нахожу у Рэя Далио хорошую пищу для размышлений. К этому интервью решил оставить подробные заметки.

image Click to view


https://youtu.be/WA1Ji-Hj1qo


Анализируем:
  • доходы (ухудшились)
  • расходы
  • сбережения (ухудшились)
Правительство создаёт из воздуха деньги и кредиты, затыкать дыры. В истории такие примеры уже были. Невозможно увеличить производство, создать реальное богатство, создавая деньги и кредиты. Нужно смотреть какие дыры и как будут затыкаться. 70% транзакций в мире в долларах. В США мировой центральный банк. Но деньги и кредиты не пойдут дальше Америки. Есть европейский ЦБ, но он слабее.

Bridgewater оценивает дыры в США приблизительно 5 трлн долларов, в мировой экономике - 20 трлн долларов.

Экономика в следующем году упадёт примерно на 4-5%. По уровню безработицы и последствиям данный кризис можно сравнить с великой депрессией тридцатых годов в США. Люди будут приспосабливаться. Самая большая сила человечества и продуктивности - способность приспосабливаться и изменять привычный уклад вещей. Рэй уверен, что изобретательность и адаптация приведут к новому виду функционирования. После восстановления мир уже не будет прежним.

Нет предела деньгам и кредитам. Но нужно оценивать ценность. Невозможно производить их без оказания влияния на ценность. Производство адаптируется, но богатство изменится.

В 2008 году был выбор, сохранить банки или нет. Этот кризис коснулся не только банков. Нужно думать, кого спасти, как платить им. Сейчас нет выбора, так как последствия в противном случае будут плачевными. Но нужно задумываться о деньгах и кредитах, откуда их брать, что они означают. Нужно выбирать, какие важные вещи спасти, какие страдания выдержит население, чтобы не было революции, а производительность сохранялась.

Говоря о последствиях, нужно думать об экономических последствиях, таких как инфляция, отсутствие ликвидности, влияние на рынок казначейских облигаций, на рынок валют ForEx, разница в доходах, политика, перераспределение богатства. Например, будет возврат к более высоким корпоративным налогам.

Некоторые вещи невозможно будет повторить в этот раз. Например, снижение корпоративных налогов поддержало стоимость акций. Снижение процентных ставок даже привело к росту стоимости активов. Мультипликатор P/E вырос. Но снижать ставку уже таким же образом не удастся. Низкие процентные ставки приводили к выкупу собственных акций и покупке других корпораций, т.к. возврат на активы был больше стоимости финансирования. Это поддерживало цены на акции, но этого уже не будет.

Условия в США отличаются от Европы и Китая. Каждый рынок нужно рассматривать отдельно.

Считает, что период сейчас аналогичен 1930-35 годам во многих смыслах. В тот период было дефляционное давление. Не хватает товаров и услуг, поэтому цены высокие, это способствует инфляции. Также есть монетарные инфляция. В 1930-ых была дефляция товаров и услуг и инфляция финансовых активов т.к. они производились. В результате видели ряд ослаблений валюты. Страна за страной ослабляли свою валюту против валют других стран и против золота, которое тогда считалось деньгами.

Ещё один аналогичный период - 1982-1990, потому что было много долгов, но деньги дорогие (жёсткие деньги). У развивающих стран был большой долг, но им не доставались деньги от Федерального резерва США, поэтому с 1980 по 1991 они были в кризисе. Потом появились облигации Брейди. У США был период рефляции, когда активы росли, но уровни инфляции глобально снижались.

Важно различать типы инфляции. Сейчас не будет инфляции, связанной с недостатком предложения/спроса. Будет монетарная инфляция и на её ранней стадии, считает Рэй, она будет отразится на стоимости активов (в некоторой мере на стоимости золота и акций). Это будет новый мир, избирательный, в котором некоторые вещи будут вести себя хорошо. Нужно обращать внимание на стоимость денег. Когда мы смотрим на экономику, то обращаем внимание на стоимость товаров, услуг, акций и облигаций.

Рэй встречал в своей истории, когда экономика становилась сильнее, а акции дешевели и наоборот, основываясь на количестве денег и кредитов. Когда экономика становится сильнее, а денежная политика ужесточается, то реальная экономика запаздывает за финансовой. Нужно начинать с финансовой экономики, оценивая куда деньги и кредиты текут. Сначала покупают казначейские облигации, потом облигации инвестиционного уровня, потом мусорные облигации. Какая цель этого, кто получит деньги и кредиты, какая будет стоимость фондирования?

Рэй считает, что будет большой сдвиг в распределении богатства. Полагает, что ошибка смотреть на экономику, как на единое целое. Препятствия преодолеются, экономическая активность вернётся, но важно, что пострадает баланс доходов, сбережений, изменится то, кто что получает.
В 1971 Никсон девальвировал валюту, но это не сильно помогло рынку акций. Многое пошло в золото и активы, хэджирующие инфляцию.

Будет рефляция, стоимость денег уменьшится. Определённые виды акций, финансовых активов, стран будут в выигрыше. Мировой порядок изменится на основе того, кто будет выигрывать. Если долг или облигация приносит низкий или отрицательный доход и возвращает валюту, то зачем их держать? Привлекательность облигаций снижается. Можно оценить, сколько вложено в облигации, кто ими владеет и куда эти деньги пойдут. Какой способ сохранения богатства в виде акций и других видов долгов? У них должен быть стабильный доход, сильный баланс,... чтобы активы показывали себя хорошо в любой обстановке. Рэй смотрит, насколько они дешевые или дорогие.

Смотрит на разные локации в мире. Сравнивает с 1980-1990. Должен быть сильный баланс, гражданское поведение (как люди относятся друг к другу, будет ли борьба, в том числе беспорядки, будут ли изменения в налогах). Мир будет совсем другим. Будут производиться определённые вещи и будет самодостаточность. Оперировали в глобальном мире, где наиболее эффективный производитель получал заказ, но этого больше не будет. Будет изменяться здравоохранения, чтобы быть готовым к новым неприятностям. Также будут затраты из-за изменения климата.

Если будет спад, но не будет эффективной монетарной политики, то ситуация будет рискованной и фундаментально это не хорошо. Когда есть большая разница в доходах, то при падающей экономике есть риск борьбы за богатство (это просто история). В целом система не производит желаемый результат.

В 1945 был создан новый мировой порядок с долларовой монетарной системой. Сейчас США с огромным долгом, есть лимиты. Как изменится мировой порядок зависит во многом от того, как американцы будут вести себя друг с другом, будет ли единая миссия и какая. Когда Рэй рос, то американской мечтой были равные возможности. Нужна американская мечта, нужно делать всё вместе, при этом быть гармоничными с конкурентами вроде Китая. В течение 1-2 лет будет понятно, смогут ли американцы сделать это гармонично. Всё зависит от этого. В мире достаточно богатства и возможностей. Нужно по-умному увеличить размер пирога (увеличить продуктивность) и разделить его правильно (не только богатство, но и возможности по продуктивности). Инвестирование в образование - это замечательная вещь.

Долгое время происходит то, что при получении работы наследуешь то, что случилось до тебя. Для губернатора штата есть стимул тратить и занимать деньги, т.к. во время правления это создаёт процветание на заёмные деньги. Следующий губернатор получает в наследство сделанное до него.

Фед.резерв получил экономику с большим долгом. Если традиционно покупать просто правительственные облигации, то позволишь другим частям экономики сломаться. Нужно действовать быстро. Из-за ухудшения доходов и балансов команий с инвестиционным рейтингом стали мусорными. Есть выбор, давать ли таким компаниям деньги. Нужно учитывать последствия такого выбора. В истории центробанк покупал акции, делал, что угодно, чтобы спасти систему. Они спрашивали, что системно важно и вероятно покупали это. Поэтому нет обычного рынка. Инвесторы выбирают, чем они владеют.

Bridgewater много лет назад подготовился к тому, чтобы работать даже после урагана, используя цифровые технологии. Это нормальная практика для компании. Китай показал, что случится. Есть разница, но компания работает хорошо. Важно адаптироваться, будут новые изобретения. Компания будет консервативна в плане возврата у старому, т.к. текущий способ оперирования работает хорошо. Изучили пандемии, они происходят волнами, а не одной волной.

экономика

Previous post Next post
Up