Купил транспондер T-Pass модели Kapsch TRP4010 для оплаты проезда по платным дорогам Автодор, в основном для проезда по платным участкам М4 Дон в Краснодарском крае и Ростовской области. Проезд из Ростова-на-Дону в Краснодар по М4 для легковой машины обходится в 395 рублей (с 00:00 по 07:00 почти в два раза дешевле, плюс оплата зависит от категории транспорта, высоты, наличия прицепа). Помимо М-4 Дон, оплачивать при помощи транспондера T-Pass платные участки Автодор Платные Дороги можно на М-11 и М-3.
По непонятной причине в России не ввели единую систему приёма оплаты, поэтому разные компании могут использовать разные устройства. Благодаря межоператорскому взаимодействию, иногда можно оплачивать платные дороги и другого оператора. Также остаётся загадкой, по какой причине на пунктах приёма оплаты посадили такое количество кассиров, когда достаточно было бы организовать приём банковских карт (которые на М-4 неудобно прикладывать к терминалу кассира).
В целом же транспондер T-Pass интересен по той причине, что позволяет экономить 20% при проезде платных участков М-4 Дон. Помимо экономии денежных средств, также экономится время и топливо при проезде. Перед воротами с приёмом оплаты при помощи транспондера T-Pass обычно находится меньше машин. К тому же транспондер спокойно считывается на скорости 20-30 км/ч, так что достаточно снизить скорость без остановки (конечно если транспондер пропищал после взимания оплаты и металлический шлагбаум открылся). Но безусловно перед воротами с T-Pass может оказаться человек без транспондера или сломанным транспондером, который начнёт сдавать назад, так что более быстрый проезд с транспондером вовсе не гарантирован.
В последний раз видел транспондер 11 лет назад в США. Это было крупное устройство размером с ладонь. Но время не стоит на месте, транспондер Kapsch TRP4010 гораздо меньше в размерах (Размер устройства без держателя составляет 62мм x 40 мм x 10 мм). Корпус у него пластиковый серого или чёрного цвета. При желании можно купить и лимитированную серию "Города" с изображением следующих элементов:
- Флаг России
- Ростов-на-Дону - с изображением памятника «Казакам Тихого Дона».
- Ростов-на-Дону - с изображением стелы «Освободителям Ростова».
- Краснодар - с изображением памятника «Собачкина столица».
- Краснодар - с изображением герба города.
- Москва - с изображением Московского Кремля.
- Санкт-Петербург - с изображением памятника «Медный всадник».
- Санкт-Петербург - с изображением Исаакиевского собора.
- Воронеж - с изображением памятника «Котенок с улицы Лизюкова».
- Воронеж - с изображением герба города.
- Великий Новгород - с изображением Новгородского кремля.
- Великий Новгород - с изображением Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского.
- Тверь - с изображением памятника Афанасию Никитину.
- Калуга - с изображением памятника архитектуры «Палаты Коробовых».
- Калуга - с изображением Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.
- Казань - с изображением Мечети Кул-Шариф.
- Екатеринбург - с изображением соболя.
Для меня важна была экономия денег и времени, поэтому выбрал более дешёвый вариант. Покупал в
Онлайн Трейде за 1250 рублей. В
Яндекс Маркет,
Озоне и прочих Интернет-магазинах транспондер Kapsch TRP4010 стоил около 1350-1400 рублей.
На сайте tpass.me также можно купить транспондер Kapsch TRP4010. С применением промокода SHUTTLE11 цена оказывается 1023,50 руб, но стоимость доставки в 220 рублей убивает всю выгоду, по сравнению с Онлайн Трейд (особенно с учетом ON-бонусов). Да и в последнем доставка гораздо более быстрая.
Батарейка уже установлена в транспондере Kapsch TRP4010. Она несъёмная, хватить её должно ориентировочно на 5 лет (если не оставлять устройство в машине зимой,...). На самом деле батарейку CR2032 конечно можно заменить, но она приварена, плюс информация хранится в энергозависимой памяти. Даже после разборки транспондера справится с процедурой замены элемента питания далеко не каждый. По какой причине в России решили использовать импортные транспондеры, да ещё и с несъёмной батарейкой, остаётся загадкой. Но, по крайней мере, на устройстве есть штрих-код, так что с севшей батарейкой можно проехать через ворота с кассиром, предъявив последнему транспондер.
После покупки устройства, его приходится регистрировать. Могли бы сделать QR код на устройстве, чтобы быстрее зарегистрироваться, но вместо этого приходится вручную вводить номер с устройства, а также номер с прилагаемого листика. Но самое неприятное заключается в том, что для персонификации устройства приходится вводить паспортные данные и адрес. Для чего собирается вся эта информация, остаётся загадкой.
После регистрации на сайте с указанием транспондера, устройство активируется в течение от 0,5-2 часов. Пополнять счёт транспондера можно на сайте Автодора при помощи банковской карты, а также платёжных систем Яндекс Деньги, Вебмани и Киви. После персонификации (указания паспортных данных и адреса) на этом же сайте можно увидеть историю поездок.
При поездке из Ростова в Кисловодск сэкономлено всего 11 + 28 + 28 + 6 = 73 рубля. Не исключено, что при оплате наличным проехать бы удалось на полторы минуты позже (уже после 7 часов утра), потратив на 25 рублей больше. Понятно, что при таких поездках устройство окупится очень нескоро. И даже более дорогих поездок из Ростова в Краснодар и обратно нужно совершить восемь, чтобы получить какую-то выгоду.
Можно конечно и вовсе избегать платных участков. Но, например, путь из Ростова в Кисловодск удлиняется на полчаса и около 50 км. При поездке из Ростова в Краснодар от Кущёвки можно спокойно ехать до Краснодара (хотя М4 Дон лучше и добираться по ней быстрее), но вот участок от Ростова до Кущёвки менять на ужасный участок от Азова до Староминской не стал бы (тем более, что по Ростовской области проезд обходится в 55 рублей, а летом стоил 60 руб).
В личном кабинете на сайте Автодор Платные Дороги можно приобрести абонементы на проезд, посмотреть историю пополнения счета, подключиться к программе лояльности (для получения дополнительных скидок), подключиться к интероперабельности (для оплаты дорог других операторов).
Обновление (7 августа 2021 г.)
Транспондеры стали практически бесполезными. Поначалу скидка за проезд сократилась с 20% до 15%, но с начала августа 2021 года скидки при использовании транспондера больше нет. Мало того, что нужно приобрести транспондер, Автодор требует заранее пополнить счёт и хранить на нём деньги без процентов, так ещё и скидки нет. Если бы полос для транспондеров было много и на них не заезжали по ошибке, создавая пробки, то смысла бы ещё мог быть. Сейчас же вообще не вижу особых причин покупать транспондер. Тем более, что батарейку в транспондере заменить нельзя (разве что дружите с паяльником и готовы подключить сначала новую батарейку параллельно, а потом отключить старую), так что гаджет проработает всего несколько лет.