Мы дублируем очень позновательное интервью Евгении для портала TheDecoPost.
Евгения Игнатова, основатель
design-experience.ru Евгения Игнатова, как и многие дизайнеры, пришла в профессию, успев попробовать себя в совсем другой сфере. А, набравшись дизайнерского опыта, она создала систему зарубежных стажировок, позволяющих начинающим и опытным дизайнерам интерьера из России перенять опыт у итальянских и испанских коллег. Несколькими абзацами ниже - интервью с Евгенией, но, прежде, чем вы начнете его читать, вверну несколько слов от себя.
Меня зовут
Кирилл Горский, и этой беседой я открываю на
decopost.net блог с говорящим названием
«Дизайн-интервью». Люди, с которыми я буду беседовать, готовя тексты для этого блога - мой собственный субъективный выбор. Я не буду стремиться познакомить читателей, которые сюда забредут, с самыми модными и самыми медийными дизайнерами и декораторами, с главными редакторами интерьерных глянцевых журналов, с публичными «лицами» мебельных брендов. В общем - с распиаренными фигурами. Их и так в отрасли все знают.
Меня интересуют люди, которые делают в индустрии интерьерного дизайна что-то не совсем обычное, выделяющееся из общего ряда. Дизайнеры, которым тесно в повседневной колее «заказчик-стройка-новый заказчик», которые хотят удивить мир чем-то новым. Может быть, не всегда удачно, но обязательно искренне. Рамки, как видите, не самые жесткие и определенные.
В этих беседах мне хотелось бы сделать заметным лишь один акцент - практический. Мне не нравятся общие слова, не нравится, когда их обилием прикрывают недостаток фактов и цифр. Я постараюсь говорить со своими собеседниками так, чтобы читателю этих интервью были понятны механизмы их профессии, их начинаний, их повседневной работы. Чтоб то, что они делают, могло бы послужить примером другим.
Итак, первым моим собеседником стала Евгения Игнатова, основатель проекта Design Experience (учебные программы-интенсивы для российских дизайнеров в Испании и Италии).
На фото: Евгения Игнатова и Алессандро Скарнато
Design Experience: история с путешествиями
Предыстория
Кирилл Горский
Попробую угадать. Дизайн - второе образование?
Евгения Игнатова
Вот и нет, третье. Первое образование у меня - ИнЯз, я лингвист, по второму образованию - маркетолог. Я стажировалась в Англии и прожила полгода в Америке - полгода жила, работала, в общем, тоже стажировалась.
Кирилл Горский
Крупные корпорации?
Евгения Игнатова
Я начинала в двух крупных корпорациях, потом ушла в семейную компанию, там развивала свое, отдельное направление. Достигла «потолка» и поняла, что хочется освоить что-то новое.
Кирилл Горский
И где получили дизайнерское образование?
Евгения Игнатова
Поняла, что мне хочется поучиться в Европе, снова окунуться там в студенческую среду. Поехала в
Istituto Europeo di Design (IED) - Институт Европейского дизайна. У IED центр - в Милане, и много отделений в Италии, Испании и Бразилии. В каждом городе свое направление дизайна. Где автомобильный дизайн, где интерьерный, где мебельный. В Барселоне интерьерный и мультимедийный дизайн.
Кирилл Горский
В маркетинге можно сделать большую карьеру, а в дизайне - еще непонятно, получится ли.
Евгения Игнатова
Если бы мне хотелось именно подниматься по карьерной лестнице, я бы и не ушла из корпораций, где начинала. Там были хорошие перспективы, но в какой-то момент я выбрала другой путь: самореализация творческая стала для меня важнее социальной.
Начало
Кирилл Горский
Design Experience - это сейчас основной проект или вы прежде всего дизайнер?
Евгения Игнатова
Прежде всего дизайнер, хотя идея организовать это направление у меня появилась еще в 2007 году, когда я приехала из Испании. Я видела, что у российского и европейского дизайнерского образования есть большие «разногласия», но что-то предложить и как-то это оформить у меня не хватало базы, опыта. А в прошлом, 2013, году идею поддержали мои друзья-коллеги по IED. И с одним из них мы решили сделать проект. Алессандро Скарнато был моим преподавателем в IED, он итальянский архитектор, у него флорентийская школа (степень Архитектора получил в Университете Флоренции). У Алессандро архитектурная и дизайнерская студия в Барселоне -
BZK studio. Он имеет степень профессора в «Дизайн стратегии и менеджменте» в Бизнес-школе Барселоны, степень PhD по «Теории и истории Архитектуры» в Политехническом Университете Каталонии (
Universitat Politècnica de Catalunya), преподает дизайн жилого пространства и технический рисунок в IED. И в октябре 2013 года мы онлайн, дистанционным образом «сложили» с ним программу, под которую набрали первую группу в октябре 2013 года.
Кирилл Горский
А чего не хватало в здешнем образовании, чего именно?
Евгения Игнатова
Не хватало фундаментальности, что ли. В России есть профессия «архитектор». Даже у обычного человека есть полное понятие об этой профессии. А есть дизайнер, и есть еще декоратор. И дизайнер потерялся где-то посередине между архитектором и декоратором. Непонятно, кто он. А в Европе в школах есть четкое разграничение, кто такой архитектор и кто такой дизайнер. Это было первое.
Второе: когда я сама стала преподавать сама в
«Британке» на интенсиве для дизайнеров «Креативный практикум», я увидела на примере аудитории (в каждом потоке было от 23 до 40 студентов, из них половина из регионов), что существуют пробелы в основах планировки, эргономики - в смысле ощущения пространства, масштаба, того, что можно назвать целостной картиной. У европейцев дизайн-подход к проекту комплексный: если дизайнер занимается коммерческим объектом, он начинает разработку от архитектуры и заканчивает салфетками.
У нас так делают не все. Когда сталкиваешься с новичками или с людьми из регионов, видишь: этой комплексной картины в голове у людей нет. Здесь человека в первую очередь учат работать с декором - цветом, тканями, фактурами. Но это все, на мой взгляд, вторично, если не представлять всю картину пространства. Дизайн - не искусство, дизайнер не художник. Это в первую очередь человек, который обеспечивает комфортную жизнь людям.
Моя точка зрения: дизайнер интерьера - это именно работа, причем дизайнер должен быть не только творческим человеком, но и менеджером. К сожалению, этому у нас тоже далеко не везде учат.
Кирилл Горский
И как эти идеи отражены в учебной программе?
Евгения Игнатова
Прежде всего мы включили в нее идентификацию профессии дизайнера. Кто он, за что он отвечает, какова его зона ответственности, что должен знать дизайнер, без чего не может обойтись ни один проект. Это все много управленческих вещей - не в области управления студией, а в области дизайн-процесса.
Кирилл Горский
В: Можно несколько примеров?
Евгения Игнатова
Например, как правильно построить отношения с заказчиком. Какие пункты обязательно нужно предусмотреть. Как важно все прописывать на бумаге (мы даем даже основу формулировок некоторых соглашений с заказчиком). Как сделать так, чтобы не возникло ситуаций «я этого не говорил» или «этого не было». Чтобы не случалось каких-то разбирательств и разочарований.
Кирилл Горский
Но в России нельзя написать в договоре те же слова, что в Испании, у нас разное право.
Евгения Игнатова
Говоря о договоре, я имею в виду не юридический контракт, а набор понятий и бумажных взаимоотношений с заказчиком. Я имею в виду, что обязательно все прописывать, все документировать, что обязательно после каждой встречи фиксировать, о чем говорили, о чем договорились и обязательно в электронном виде отправлять это заказчику. А не так, как бывает в России на встречах: встретились, поговорили, разъехались. А через неделю выясняется, что кто-то что-то не понял, кто-то кому-то что-то не сказал.
Кирилл Горский
А еще?
Евгения Игнатова
Дальше - другое отношение к 3d -визуализации и работе руками, скетчу. Мы говорим слушателям о том, что скетч - это инструмент не только визуализации, а, в первую очередь, коммуникации с заказчиком. Когда дизайнер прямо на глазах заказчика начинает рисовать, чертить - и таким образом развивать свою идею. Когда он не подает готовую картинку, а показывает свою работу в процессе.
У нас в Istituto Europeo di Design невозможно было взять проект, техзадание, и вернуть потом готовую картинку. Преподаватели сразу сказали бы: «Нет! А где процесс?» Причем step by step: если ты пропустил один из этапов - все! Тебе не засчитывается работа.
Кирилл Горский
На форуме
homeideas.ru часто обсуждают ситуации, когда заказчик получает несколько вариантов решения его интерьера, вроде бы по техзаданию, но говорит «Вообще-то я не это хотел», и это оказывается неожиданным для дизайнера.
Евгения Игнатова
Заказчика нужно вовлекать и показывать ему ход своей мысли, чтобы в конце он не сказал: «Что это? Непонятно, за что я деньги заплатил». И в итоге непонятно, на какой стадии потерялся контакт. Когда мы показываем весь процесс заказчику, легко увидеть, на каком этапе возникло недопонимание: дизайнер пошел в одну сторону, а заказчик в этот момент смотрел в другую сторону. Когда мы представляем заказчику готовую 3d-картинку, он может сказать, что ему не нравится, но непонятно что конкретно. И дизайнер будет не спать ночами, делая 544-й вариант, хотя он не должен этого делать.
И еще что больше всего нравится, - это когда во главу угла ставится коммуникация, отношение. Правильное понимание заказчика, умение слушать, умение услышать все его потребности, «прочитать их между строк». Когда дизайнер знает о потребностях, желаниях заказчика больше, чем сам заказчик, больше, чем заказчик говорит.
С точки зрения организации процесса мы затрагиваем даже такие моменты, как организацию всех своих материалов в digital-формате. В работе используется много идей, и я опрашивала слушателей: как вы «храните» идеи? Кто как: кто в digital формате, кто в бумажном. Много папок - получается такой ворох, что когда нужно что-нибудь вытащить, невозможно найти. Мы даем раскладку: как правильно организовать папки, чтобы было в них удобно искать. По названиям, по цифрам, специальную систему кодов.
Еще один момент, который мы давали в Барселоне - инструменты продвижения себя как дизайнера. 70% наших студентов сказали, что в институте им этого не давали.
Кирилл Горский
А что заканчивали студенты, пришедшие на стажировку?
Евгения Игнатова
Кто архитектурный вуз, у кого-то было гуманитарное образование, у кого-то «Дизайн среды» - в общем, сборная солянка. Кто-то на курсах доучивался после гуманитарного ВУЗа.
Генерация идей
Кирилл Горский
Правильно ли я понимаю, что программа была сосредоточена вокруг правильного менеджмента проекта и правильного продвижения себя как дизайнера? Или о творчестве речь тоже шла?
Евгения Игнатова
Обязательно! Творческие темы интенсива - прежде всего задания на генерацию идей. Мы предлагаем слушателям своеобразные квесты: дается задание, но не на объект, а на выражение творческой мысли через образы. Давались задания найти в разных интерьерных или архитектурных решениях Барселоны определенный образ, который давался на курсах. Объекты были отмечены на карте: не все ведь до этого были в Барселоне. То есть нужно было и город изучить, и задание выполнить, обращая на какие-то вещи профессиональное внимание.
Было и посещение музеев современного искусства - с куратором, с комментариями за чашкой кофе, с экскурсами в историю дизайна, и т.д. Креатив, творчество - они проходят красной линией курсов. Сам город - он очень вдохновляет. Я очень люблю этот город, я не случайно выбрала именно его для обучения. Вдохновение тут на каждом шагу.
Кирилл Горский
Мне кажется, что развитие креативного мышления вообще не сильная сторона школ дизайна в России.
Евгения Игнатова
У меня очень много воспоминаний о том, как я участвовала в написании креативного практикума для «Британки», и школа ставила такую задачу - сделать упор именно на креатив, на раскачку творческого мышления. Тогда, в 2012-2013 гг. я потратила много времени на чтение специальной литературы именно по творческому мышлению, по тому, как его активизировать. И после этого я всегда включаю в программу работу руками. Моторика у нас напрямую связана с творчеством. Можно сказать, все творчество у нас на кончиках пальцев. Но оно у нас и на визуальном контакте. Так что если мы хотим воспринимать пространство, мы обязаны задействовать все шесть органов чувств (включая интуицию).
Когда меня спрашивают студенты и даже заказчики, сколько у меня стоит проект или квадратный метр, я никогда не называю конкретной цифры. Я говорю: мне нужно приехать и почувствовать. И мы на интенсиве в Барселоне практиковались в «ощущении пространства». Заходя в какое-то помещение, попадая на новый объект или даже занимаясь в студии, мы концентрировались на визуальном восприятии, на слуховом и т.д. Закрывая глаза, представляли: какие образы приходят? На креативе мы включали работу с глиной. Каждый делал свою плитку, чтобы с этим мягким податливым живым материалом в руках создать что-то свое, индивидуальное.
Преподаватели и знания
Кирилл Горский
А сколько у вас самой реализованных объектов?
Евгения Игнатова
Больше 30 - и больших, и маленьких,
Кирилл Горский
В основном квартиры?
Евгения Игнатова
В основном, квартиры в Москве, пара кафе, несколько домов, сейчас коммерческих помещений много. Недавно закончила офис на 500 кв м.
Кирилл Горский
А сами вы, когда начинали, как находили клиентов? Знакомые, портфолио, сайт?
Евгения Игнатова
Через знакомых. Портфолио, сайт - это все складывалось уже потом, когда у меня уже было три-четыре реализованных проекта. Я сделала сайт, просто чтобы было где публиковать готовые работы. Мне повезло с наставником. Я работала первые два года с одним дизайнером-декоратором, он давал мне много свободы, доверял и отпускал делать то, что я считала нужным. И при этом у меня всегда была поддержка, я осознавала, что есть плечо, есть советник.
Кирилл Горский
Я понимаю, что вы хотите отдать людям - это я услышал. А «для себя» вы в этом проекте что преследовали?
Евгения Игнатова
Если честно, вот это «для себя» мне в этом проекте было вторично. У меня было желание показать, что в профессии… есть другой уровень. Показать, как ее можно обогатить. При этом я ни в коем случае не хочу принизить достоинства нашего российского образования, сказать, что оно никуда не годно. У нас есть сильные школы, есть прекрасные преподаватели.
Кирилл Горский
А кто выступает преподавателями в вашем интенсиве, кроме Алессандро Скарлато?
Евгения Игнатова
В октябрьском курсе кроме меня и Алессандро спикерами были представители двух испанских бюро. Во первых, студия
Egue y Seta. У ребят из этой студии, Даниэля и Филиппа (они вместе учились), большая практика ведения разных объектов, и, что для нас важно, тот самый комплексный подходу: один из них графический дизайнер, другой - интерьерный. У них прекрасный тандем, и они отлично объясняют, как делают коммерческие объекты.
Они рассказывали, как продвигают себя, как показать коммерческую стоимость объекта, как растет капитализация проекта. Как в связи с этим растет стоимость услуг самого дизайнера на рынке - все это наглядно, в цифрах с картинками. Рассказывали, как дошли до того уровня, где они сейчас - по медийному весу, по своим публикациям, по международным проектам.
Во-вторых, студия
Alfons Tost interiorisme. Альфонс Тост уже опытный дизайнер интерьера, седой и уважаемый в Барселоне человек. Он и его партнер давали фундаментальные знания по объектам. Мы отправлялись в люксовые рестораны, и они показывали, как рассчитывалась каждая деталь в ресторане, как через год эксплуатации они отреагировали на пожелания заказчика, что им пришлось изменить и почему (речь, например, могла идти о длине и ширине столешниц). То есть они давали очень важную информацию именно с точки зрения функциональности. Для следующего курса мы нашли еще одну компанию,
Molins Interiors, у них тоже проекты международного класса. Меня заинтересовал в первую очередь их сайт, потому что там очень профессионально показана работа их студии. И они отлично показали, как они себя продвигают. Им уже больше 20 лет: у нас просто нет дизайнерских компаний такого возраста. Мне важно показывать нашим дизайнерам компании с таким опытом.
Бизнес
Кирилл Горский
Выездных курсов и интенсивов, выездов на фабрики и прочего - немало. Вы считаете, между организаторами есть конкуренция?
Евгения Игнатова
Я не хочу сказать, что я игнорирую конкурентов: ни в коем случае нет, скорее я у них учусь. Я все равно что-то подмечаю, мне всегда интересно смотреть, чем другие программы отличаются от моей. И я знаю, что именно такой программы, как делаем мы с Алессандро, нет. Есть много интересных программ, многие прекрасные дизайнеры, декораторы собирают группы и вывозят не только на фабрики, но и просто в какой-то город, в тот же Париж, к примеру.
Кирилл Горский
На блошиные рынки…
Евгения Игнатова
Да, блошиные рынки никто не отменял, и салоны хорошие. Это все очень здорово, при том, что с ними ездят не только дизайнеры, но и конечные потребители, заказчики, клиенты, которые хотят сами почувствовать дух Франции. А заодно выбрать зеркала, лампы и так далее. Это безумно здорово - быть таким «проводником».
Но у меня задача другая. Я не хотела бы говорить «образование», это скорее обмен опытом. У нас нет лекций, маленькие группы по пять-семь человек, мы занимаемся в дизайн-студии за круглым столом. В студии мы проводим часа два-три, все остальное время на реализованных объектах, на стройках, в музеях, вместе ездим в кафе, рестораны, которые были реализованы этими дизайнерами. Это живое общение, а не «вещание».
Кирилл Горский
А «расходная часть» у проекта какая?
Евгения Игнатова
Оплата времени преподавателей-дизайнеров. Хотелось взять именно топовый уровень спикеров, а у них время стоит денег. Часто говорят, что в Европе кризис и нет работы. Но те, к кому обращаюсь я, очень загружены. Мы платим им за часы, они не болтают просто так, они вовремя приходят и уходят, у них звонки, встречи, расписанный день, и их час стоит денег. И мы достаточно хорошо им платим за участие: ведь они работают с нами с полной отдачей.
Плюс аренда помещения, плюс расходные материалы, которыми мы их обеспечиваем, плюс билеты в музеи.
Кирилл Горский
Как насчет пары советов людям, которые захотят, как и вы, поработать организатором поездок дизайнеров для обмена опытом?
Важно заручиться поддержкой «на той стороне». Для меня это было важно. И еще: ничего не бойтесь. Всегда страшно начинать что-то новое. У меня такая позиция: если страшно, значит я точно иду туда. Вот и все.
Отсюда
http://decopost.net/design-interview/611-design-experience-ignstova-interview.html