Aug 11, 2021 10:30
В шестидесятых - у общества было чувство обновления, которое я вижу в кино сейчас тех лет ("Мне 20 лет" реж. Хуциев, "Летят журавли" реж. Калатозов, "Я шагаю по Москве" - реж Данелия. и т.д.) - Но я ходил в шестидесятых в школу, (Закончил в 67).этого обновления не застал. На границе пятидесятых-шестидесятых было довольно много изданно по теме сталинского терора.Например в "Новом мире" - "Один день Иван Денисовича" и
"Матрёнин Двор" Солженицына, и много другого по этой же теме других авторов. Когда я был в классе 9-ом, эти книги из библиотек изымались.
В 69-ом у нас гостил опять родственник, он из Чехословакии, Прага. Был университетским профессором истории, приезжал в Москву на конференции. На расспроссы о событиях 68-го года говорил он очень осторожно: "ведь от нас ничего зависело, за нас вы решаете..." Я помню, как он старался никого не осуждать: "Ведь солдаты ваши совсем молодые и нервозные, так что зазря стреляли из автоматов по больнице. Видно танкисты ваши были растерянны, как же им быть, когда это ведь явно не война."
Потом в 70-ых я вполне сознавал дефицит всего - хотя и в Москве: всё "доставали" а не покупали (носки, женские сапоги или бельё). Из области - "приезжие" (их ненавидели страшно) - стояли очередями в гастрономах за колбасой.
Особая деталь - "лимитчики" в Москве. Чтоб получить прописку, устраивались работать милиционерами или нянечками в больницы...
Москва это отдельное, нечто иностранное для прочего СССР. Тут ты хотя-бы будешь и сытым, а если в Москву то -"на белом коне"!
Сфера общественного питания являлась сферой для человека приличного недоступна. Торговцы "всякие", спекулянты считались младшими научными сотрудниками неприличными. Они обедали в "тошниловках" - грязные столовые с "азу по тататрски" за 35 копеек, липкие макароны и компот на третье. Вином назывался "портвейн" - раствор кондитерской краски с сахаром в спирту - за "рубь двадцать". Зарплаты на заводах были выше зарплат учителей, библиотекарей, врачей, инженеров, но социальное положение определялось не доходом. Народ расслаивался по запросам и привилигиям.
Дефицитом были пластинки с иностранной попмузыкой, может - рок. В газетах весьма эмоционально бичевали бесвкусие модных тогда зарубежных рокансамблей. Пластинки продавлись из-под полы. Магнитофон стал признаком народного выражения свободомыслия: среди шипения с магнитнитной ленты прорывался визг и барабаны каких-то американских музыкантов.
Принадлежностью кругам образованных и культурных означало читать и даже производить самиздат. Общее для всей интеллигенции сознание лжи пропагадны официальной печати. Книги добывать можно только у "жучков". Книги были статусом, престижем, знаком доступа.
Записаться в Историческую библиотеку или "Иностранку" - для того надо справку под "треугольником ": подписи профсоюза, космольского секретаря и начальника по работе. В тоже время комсомольские и партийные собрания бессодержательны, формальны. Идеология СССР состяла в основном соблюдением ритуала. Очереди к мавзолею Ленина, речи с трибун и статьи в газетах - взамозаменяемый набор предложений и пустых утверждений.
Комунальные квартиры. Теснота.
Работа - обычное воровство: что производишь то и несёшь домой.
Между людьми незнакомыми меж собой - недовирие, ненависть, агрессия, глупость.