Давно не писала исторических постов, смахну-ка пыль с тэга.
В 1983 году Deutsche Bundespost выпустила такую марку:
Это памятная марка, посвященная "Белой розе" - организации ненасильственного сопротивления в нацистской Германии в годы Второй мировой войны.
Я узнала о "Белой розе" летом 2014 года, когда была в Саарбрюккене, и мне попала в руки брошюра про Вилли Графа, почётного гражданина города (и кандидата на канонизацию Католической церковью).
Это Вилли Граф, он родился в 1918 году, и он один из тех, кто не состарился:
В 11 лет Вилли вступил в католическую организацию для молодёжи. Её запретили после прихода к власти нацистов.
Вилли вступил в другое католическое движение, но и его запретили за антинацистские выступления. Самого Вилли арестовали, но выпустили по амнистии по случаю аншлюса Австрии.
В 1940-1942 годах Вилли, как студент-медик, служил в армии, был санитаром, видел Варшавское гетто и много чего ещё, получил Железный крест второй степени.
В 1942 году, в Мюнхене, он снова вступил в организацию, на этот раз - в совсем крошечную, только что основанную "Белую розу".
Ядро "Белой розы" составляли шесть человек: профессор Курт Хубер и студенты Вилли Граф, Александр Шморель, Кристоф Пробст, Ганс Шолль и сестра Ганса Софи.
Это Софи в 1942 году, ей 21 (до 22 лет она не дожила):
Ганс, кстати, был в подростковом возрасте членом Гитлерюгенда, а Софи состояла в Союзе немецких девушек. Just sayin'.
Александер Шморель родился в Оренбурге, родным языком у него был русский, и он был православным. В 2012 году был прославлен РПЦ как мученик и страстотерпец.
Вернёмся в 1942 год. Нацистская Германия уже одержала ряд побед на Восточном фронте, но пока ещё только подошла к Сталинграду.
Ганс, Александр, Кристоф и Вилли несколько раз направлялись для медицинской службы на Восточном фронте, а летом 1942 года провели там 3 месяца.
И вот после этого они не выдержали и начали действовать.
Что могли сделать эти молодые интеллектуалы без связей? Разве что писать листовки и рисовать граффити. Этим они и занялись.
Памятник в виде листовок перед зданием Мюнхенского университета:
С конца июня 1942 по февраль 1943 года они успели написать шесть листовок. Вот, например, цитата из первой: "Разве неправда, что сегодня каждый честный немец испытывает стыд за свое правительство? Кто из нас осознает масштабы стыда, который испытаем мы и наши дети, когда спадет пелена с наших глаз, и на свет выйдут самые ужасные преступления - преступления, бесконечно превышающие всякую человеческую меру?"
Тогда же, в 2014 году, я прочитала - уже не помню где - что члены "Белой розы" прекрасно понимали, что толку от их действий будет, мягко говоря, немного. Но у них была такая цель: чтобы потомки знали, что не все немцы поддерживали войну и поддерживали Гитлера.
18 февраля 1943 года Ганса и Софи поймали за подбрасыванием листовок в Мюнхенском университете. У Ганса нашли черновик седьмой листовки и по почерку вычислили Кристофа. 22 февраля всех троих приговорили к казни и казнили на гильотине.
Два дня спустя был арестован Александр, а ещё два дня спустя - Курт Хубер. Они будут казнены 13 июля.
Вилли Граф был арестован ещё 18 февраля и провел в одиночном заключении семь месяцев, так и не выдав никого из тех, кого знал. 12 октября казнили и его.
Но в "Белой розе" были ещё люди, и суды над ними продолжались практически до конца войны (интеллигенция пишет листовки против режима, это хуже, чем по газонам ходить!).
Суд над Трауте Лафренц, например, был назначен на апрель 1945 года:
За три дня до суда город, где находилась в тюрьме Трауте, был освобождён союзниками. В 1947 году она эмигрировала в Штаты, а в прошлом году ей исполнилось 102 года:
"Я была просто свидетелем," - говорит Трауте, например,
в интервью трёхлетней давности.
Ещё один свидетель - Инге Шолль, старшая сестра Ганса и Софи, написавшая книгу о "Белой розе."
Быть свидетелем - это тоже очень важно.