Гертген тот Синт Янс - нидерландский художник XV века, проживший менее тридцати лет, но оставивший после себя невероятно прекрасные картины; до нас дошло от 12 до 16 картин, приписываемых ему. Семь фактов о нем -
здесь, семь фактов о картине "Поклонение младенцу" - ниже.
Гертген тот Синт Янс, "Поклонение младенцу", ок. 1490 г., Лондонская национальная галерея
1. Считается, что эта картина, как и
"Поклонение волхвов", основана на написанной двадцатью годами раньше картине Гуго ван дер Гуса. Обе картины - одни из первых изображений Рождества именно как ночной сцены. Сама картина ван дер Гуса не сохранилась, но есть примерная копия работы Михеля Зиттова, написанная в 1510-1520 годах:
2. На картине ван дер Гуса два источника света - младенец Иисус и свеча в руках Иосифа. На картине Гертгена источник света один - это Христос, и даже лучи света прорисованы!
3. И это не художники придумали - это образ из видения святой Бригитты Шведской (1303-1373), в котором она описывала новорожденного Христа излучающим свет, и упоминала, что этот свет затмевал даже свет от свечи в руках Иосифа. Бригитта была очень известной святой и мистиком, само видение - очень красивым и мощным, так что неудивительно, что художники (особенно караваджисты) увлеченно использовали этот образ. Получается еще и отсылка к Евангелию от Иоанна, где Христос говорит: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни".
Маттиас Стом, "Поклонение волхвов", 1646 г., для церкви францисканцев в Монреале, Сицилия, ныне хранится в мэрии Монреале
4. Скорее всего, на картине Гертгена Иосиф тоже держал свечу - изначально картина была больше, но в какой-то момент полотно обрезали по краям. Предполагается, что она могла быть частью алтарной картины, а потом перейти в собственность какого-то светского владельца, которому пришлось уменьшить ее размеры, чтобы разместить на стене в доме.
5. На заднем плане картины в окне параллельная сцена: ангел является к пастухам и возвещает им о рождении Христа.
6. Если внимательно приглядеться к окну, то станет видно, что это скорее не окно, а пролом в стене. Это черта ранненидерланской живописи: вместо простого хлева художники часто рисовали полуразрушенный храм, обычно романский, намекая на устаревший и утративший актуальность Ветхий Завет.
Рогир ван дер Вейден, "Рождество", центральная часть триптиха Миддельбургского алтаря, ок. 1450 г., Берлинская картинная галерея
7. В 1921 году "Поклонение младенцу" было продано на аукционе за 80 тысяч гульденов (что примерно эквивалентно 275 тысячам евро в пересчете на современные цены), и это была рекордная сумма за картину такого небольшого размера - всего 34 на 25,3 см. А четыре года спустя она оказалась в Лондонской национальной галерее, где находится и сейчас.