О сотрудничестве церковников с гитлеровскими спецслужбами

Sep 18, 2017 17:12

Оригинал взят у yadocent в О сотрудничестве церковников с гитлеровскими спецслужбами
Оригинал взят у labas в церковь и разведка

9 января 1947 годаШТАБ-КВАРТИРА ВОЕННО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА АРМИИ США
AFO 757

ПРИЛОЖЕНИЕ VIII
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬЗаключенный ХАРТЛЬ Альберт1, штурмбаннфюрер СС, IV, VI и VII управления [РСХА].

Задачей Хартля как главы реферата по делам церкви в СД и позднее в гестапо было установление разведывательных контактов со всеми церковными группами и выработка научной базы для этой разведывательной деятельности. Поэтому одной из его обязанностей было установление контакта с православной церковью, что он делал в БЕРЛИНЕ с помощью митрополита СЕРАФИМА 2 и лиц, непосредственно окружавших того. Будучи экспертом по католицизму, Хартль начал знакомство с православной церковью с посещения служб в берлинском кафедральном соборе, которые производили, по его словам, сильное впечатление, и изучения литературы, посвященной православной церкви. Занимаясь этим, он познакомился с доктором Эдуардом ВИНТЕРОМ,3 университетским профессором из ПРАГИ, который оказался весьма информирован в делах православной церкви и позже стал одним из лучших друзей ХАРТЛЯ.
На основе этих знаний ХАРТЛЬ дает следующие сведения о православной церкви.

Православная церковь в целом.
На протяжении столетий православная церковь и римско-католическая церковь развивали разнонаправленные концепции своей политики. В Ватикане римско-католическая церковь сосредоточила все управление в одной центральной инстанции. Церковь является независимой политической силой, имея собственных дипломатов и превосходную собственную разведслужбу. Церковь агрессивна. Догмат непогрешимости Папы и доктрина католической беатификации - предпосылки ее притязаний на право обратить весь мир в католическую веру. Главный упор делается на догмат.
Православная церковь, с другой стороны, не имеет центральной инстанции, тем самым не ведет собственной политики и не имеет собственной разведслужбы. Православная церковь не агрессивна, а пассивна, делает акцент на ревностном служении и на мученичестве.

Православная церковь в Германии.
В Германии православная церковь в значительной мере создана русскими эмигрантами. Глава православной церкви, митрополит СЕРАФИМ в БЕРЛИНЕ сошелся с нацистами с самого начала и в своей деятельности пользовался их обширной поддержкой. Благодаря финансовой помощи от министерства по делам церкви православная церковь сумела воздвигнуть новый православный кафедральный собор в БЕРЛИНЕ-Вильмерсдорфе. Архиепископ СЕРАФИМ и его священники весьма желали поделиться с немецкой разведкой всем, что они знали о России и русской эмиграции. Следует, однако, заметить, что православная церковь в ПАРИЖЕ и на Балканах была несравненно лучше информирована о текущей ситуации в России, чем сенильная православная группа в Германии. На деле, немецкая разведка не получила особой выгоды от своих контактов с митрополитом СЕРАФИМОМ.

Православная церковь в Советском Союзе.
На юге России ХАРТЛЮ удалось выявить три крупные группировки в православной церкви. Царско-великорусская группировка состояла из последних остатков когда-то состоятельной и почитаемой государственной православной церкви царских времен. Так как фактически она была одним из бастионов царского режима, в первые годы большевизма она была практически стерта с лица земли. Некоторым православным священником удалось избежать репрессий, замаскировавшись под крестьян или рабочих. Многие из них при немецкой оккупации вышли из подполья, и ХАРТЛЮ удалось поговорить с ними во время его поездки по России. На нелегальном положении они часто, преодолевая громадные трудности, организовывали небольшие тайные религиозные группы при содействии мирян. Эти царские православные священники-миряне особенно часто встречались в академических кругах и жили как настоящие святые или мученики. В них пылал огонь веры, который делал их способными на героическое самопожертвование, фактически это было подпольное движение в Советском Союзе.
Православных монахов царских времен постигла та же судьба, что и священников. Одному из последних влиятельных архимандритов удалось успешно бежать из Советской России, после чего он стал православным архиепископом Америки в НЬЮ-ЙОРКЕ.
На русской границе у дукельского перевала в Словакии группа православных монахов царских времен, некоторые из них бывшие царские офицеры, включая Великого Князя, совместно создали монастырь Владимировка.4 ХАРТЛЬ поддерживал тесные дружеские отношения с монахами этого монастыря, который в то же время являлся превосходным разведывательным центром. ХАРТЛЬ утверждает, что зимой 1944-1945 гг. он пытался помочь этим монахам добраться до Швейцарии. Гестапо перевело их из Словакии в БЕРЛИН, но ХАРТЛЬ не уверен, удалось ли им бежать оттуда весной 1945 года.
Кроме того, что они были превосходно информированы о Советском Союзе, эти монахи имели весьма тесные связи с Балканами, особенно с БЕЛГРАДОМ и СОФИЕЙ, а также со Швейцарией, где их разведывательная сеть соединялась в БЕРНЕ с британской и ватиканской (здесь ХАРТЛЬ рекомендует, что к различным заданиям, которые он выполняет для американской разведки, имеет смысл прибавить задание осветить этот разведывательный центр в БЕРНЕ, и он уверен, что смог бы добыть жизненно важную информацию, недоступную любому американскому разведчику).

Национально-украинская и национально-[бело]русская группировка.
Вслед за немецкой оккупацией юга России на Украине, в Беларуси, на Волыни и в Подольи, а также в северных районах возникли особые национальные православные группировки. Их возглавляли как официально рукоположенные епископы, так и епископы cомнительного сана. Они стремились сформировать независимые автокефальные национальные церкви в соответствии с национальными государственными образованиями, планировавшимися немецкими оккупационными властями.5 Эти епископы и священники тесно сотрудничали с немцами и часто оказывались существенным подспорьем для немецкой разведки. Но как выяснилось позже, некоторые из этих священников под прикрытием национализма работали на советскую разведку и использовали такой метод, чтобы проникнуть в немецкие разведывательные службы. ХАРТЛЬ утверждает, что во время своего пребывания в России познакомился с превосходными специалистами из советской разведки и был весьма впечатлен их методами.
С продвижением советских войск в 1944 и 1945 гг. эти православные епископы (около тридцати из них) были вынуждены бежать на Запад, якобы - как сказал ХАРТЛЮ митрополит СЕРАФИМ - в поисках британской или американской протекции. Но некоторые в их безрассудстве предпочли умереть мученической смертью в руках Советов. Эти тридцать епископов национальных православных движений, сотрудничавшие с немцами, были приглашены на консилиум в Вене в 1943 году. Он проходил под надзором гестапо и был не слишком успешен вследствие выбора в качестве места встречи православных епископов архи-католической ВЕНЫ.

Советская государственная церковь.
Сравнительно небольшая, находившаяся в меньшинстве, группа православных священников и епископов перешла в ходе русской революции на сторону большевиков. Ей тем самым удалось спасти свои жизни и свои церковные посты. По прошествии лет они разбились на различные фракции, но постепенно Патриарх Московский СЕРГИЙ 6 выдвинулся как их общий лидер. Эта советская православная группировка превратилась в один из самых ценных инструментов советской разведки, сначала лишь внутри России, но затем, после 1942 года, с большим успехом и заграницей.
ХАРТЛЬ утверждает, что когда он приехал в Россию, люди уверяли его, что самыми опасными среди сотрудничавших с НКВД были священники (попы) и что сотни тысяч людей, сосланных в исправительно-трудовые лагеря, были обязаны такому повороту судьбы доносам священников-НКВДистов. У некоторых из этих священников не было никакого формального образования и они с большим трудом справлялись с самым минимумом православных ритуалов. Охочие до алкоголя, они представляли опасность для любой женщины и девушки. Другие были обучены, превосходно ориентировались не только в теологии, но и в разведывательной работе, например, секретарь епископа ХАРЬКОВСКОГО.
Насколько ХАРТЛЮ известно, впервые русские попытались задействовать религию в иностранной политике и разведке, используя ислам. Русская разведка с большим успехом внедряла магометанских священников на южном Кавказе и в Индии, вероятно, они все еще работают там на советскую разведку.
Затем Советы предприняли другой, существенно более крупный, эксперимент с буддизмом. ХАРТЛЬ утверждает, что в разговорах с буддистскими монахами и священниками в калмыцкой степи у Каспийского моря узнал, что в Советском Союзе есть некоторое число учебных заведений для буддистских священников и монахов. После обучения они направляются в Центральную и Восточную Азию, особенно в Китай, где ведут весьма плодотворную работу. Их задача существенно облегчается фактом наличия далеко идущих идеологических совпадений между большевизмом и буддизмом. Буддистские священники, с которыми он беседовал, разъяснили их ХАРТЛЮ. Он утверждает, что никогда не сталкивался ни с чем подобным в литературе, посвященной этим двум темам.
С 1942 года Советы двинулись еще дальше и поставили религию на службу своей зарубежной разведке, используя православную церковь. Первым шагом была попытка выхода на британскую разведку через англиканскую церковь. Насколько ХАРТЛЮ удалось определить, главными каналами такого выхода были архиепископ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ, епископ Гибралтара и разведывательный центр в швейцарском БЕРНЕ. Второй шаг был направлен на все южное и восточное Средиземноморье при посредничестве православных патриархов в КОНСТАНТИНОПОЛЕ, АНТИОХИИ и АЛЕКСАНДРИИ. В этих областях православная церковь внезапно начала работать на Советы и имела в своем распоряжении огромные финансовые средства. Третьим шагом было задействование православной церкви на Балканах, особенно успешное после провала миссии СПЕЛЛМАНА.7 На этих территориях главными контактами были епископы ТИТО и митрополит СОФИИ, впоследствии Экзарх Болгарии СТЕФАН.8
Православные епископы на консилиуме в ВЕНЕ в 1943 году попытались объявить незаконным избрание СЕРГИЯ Патриархом Московским, осуществленное меньшинством голосов, в надежде приостановить растущее влияние советской церкви на Балканах. Однако, весь консилиум был столь глупо и нелепо организован немецким министерством по делам церкви и церковным референтом IV Управления РСХА правительственным советником доктором НОЙХАУСОМ 9(теологом-протестантом и штурмбаннфюрером СС), что никак не мог достичь эффекта. После смерти Патриарха СЕРГИЯ и его помпезного государственного погребения в МОСКВЕ этот "первый великий святой Советского Союза" приобрел даже большее влияние на русскую православную церковь заграницей, чем при его жизни.
Ватикан предельно аккуратно и осторожно следил за этим развитием событий. В этом отчете уже упоминался тот факт, что некоторое время назад Ватикан внедрил в ряды православной церкви иезуитов в качестве православных священников.
В заключение ХАРТЛЬ заявляет, что Советы уже добились чрезвычайных успехов в постановке религии на службу своей разведке, и властям других стран будет очень трудно преодолеть этот советский гандикап.
Публикация, перевод и комментарии Игоря Петрова.

1 Альберт Хартль (1904 - 1982) с 1941 года возглавлял группу IV B ("мировоззренческие противники") РСХА.
2 Серафим (Ляде, 1883 - 1950) епископ РПЦЗ, с августа 1938 года митрополит Берлинский и Германский.
3 Эдуард Винтер (1896 - 1982) австрийский историк, с 1934 года профессор истории церкви на теологическом факультете Немецкого Университета в Праге, с 1939 года член НСДАП. После войны в ГДР, возглавлял институт изучения народов СССР при университете имени Гумбольдта в Восточном Берлине.
4 Имеется в виду монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомировой.
5 Речь, очевидно, идет о рейхскомиссариатах.
6 Сергий (Страгородский, 1866 - 1944) епископ РПЦ, с сентября 1943 года Патриарх Московский и всея Руси.
7 Френсис Спеллман (1889 - 1967) епископ и кардинал католической церкви, с апреля 1939 года архиепископ Нью-Йорка. В 1943 году с особым поручением Рузвельта посетил за четыре месяца 16 стран Европы, Африки и Ближнего Востока.
8 Стефан (Шоков, 1878 - 1957) епископ Болгарской православной церкви, с января 1945 по сентябрь 1948 года ее Экзарх.
9 Карл Нойхаус (1910 - 2000) в 1953 году был приговорен к двум годам тюрьмы за принуждение к даче показаний в 1944 г. (в ходе расследования событий 20 июля).

экскурс в историю, антикоммунизм, религия и мораль, церковь и общество

Previous post Next post
Up