Паисий Святогорец (1924 - 1994) - знаменитый греческий православный ‘старец’, официально возведённый в ранг святого:
Он прожил долгую жизнь, за время которой принципиально изменился тип общества: родился он в нищей аграрной стране, а умирал уже в современном урбанизированном индустриальном ‘секулярном’ и ‘нуклеарном’ (в смысле, распались такие традиционные институты, как ‘большая патриархальная семья’ и ‘сельская община’) обществе.
Тем более интересно с социологической точки зрения посмотреть (это всё равно что на машину времени сесть), как он сравнивал современные нравы с теми, что господствовали в его юности.
https://orthodox-newspaper.ru/numbers/at37633 В старое время младшие молчали в присутствии старших и радовались, что молчали. Они даже садились там, где сидели старшие. Юные той эпохи отличались застенчивостью, скромностью, благоговением, говоря со старшими, они заливались румянцем. А уж если бы кто-то из детей того времени нагрубил родителям, то он от стыда и на базаре не смел бы появиться!
……
То есть в традиционном обществе юноша не только не имел права на своё мнение - он даже рта не мог раскрыть, пока Старшие разговаривают. ‘Они даже садились там, где сидели старшие’ - а мы ещё смеёмся над мусульманами, у которых женщина не смеет сесть за один стол с мужчинами. В ‘традиционном’ (православном, католическом, протестантском ) обществе были, как видите, схожие принципы - беспрекословное подчинение ‘старшему’, в самом широком смысле этого слова - отцу большой патриархальной семьи; деревенскому старосте, приходскому священнику, и тд. И отход от этого принципа ‘безоговорочного послушания’ воспринимался таким человеком как попрание Божественных заповедей:
…
- Геронда,а тенденция судить всех и вся была у людей всегда или же она появилась только в нынешнем молодом поколении?
- Нет, раньше такого не было, это дух нынешней эпохи. Сейчас судят мирян, судят всех политических и церковных деятелей
….
О чём тут речь? В традиционном обществе следовало просто подчиняться Вышестоящему (что в семье, что в государстве), не смея даже выразить своё недовольство. Демократии тогда в Греции не было; и любой крестьянин (такой, как этот старец), выросший в привычке почитать Старшего, понимал: не его дело высказывать своё мнение о епископе, о министре, или премьер-министре, или о Короле. Это всё - Большие Дяди (а король - так вообще Божий избранник); кто я такой, чтобы судить об их поступках?
А вот потом (буквально при жизни старца Паисия) всё это быстро разрушилось - индустриализация там, урбанизация, повышение уровня образования, ‘контркультура’ 60-х…И в результате не только миряне, но и сами монахи (монахи ведь не в вакууме живут) стали вести себя так, что постаревшему отцу Паисию оставалось только руками разводить от бессильного возмущения:
…
воспитанник Афониады заявляет ректору, который облачен архиерейским саном: «Владыко ректор, мы с вами будем говорить как равный с равным». Да-да, доходят уже до этого! И худо то, что потом этот юнец не понимает, что здесь плохого, упорствует: «Ну и что я такого сказал? Не понимаю». Вместо того, чтобы попросить владыку ректора: «Прошу прощения, благословите мне высказать один помысл? Но, может быть, то, что я скажу, будет и глупостью», подросток как ни в чем не бывало заявляет: «У тебя свое мнение, а у меня свое».
…
Вот так вот - родишься и вырастешь в одном типе общества, а к старости попадаешь в совершенно другой тип общества, нравы которого тебе не ближе, чем нравы гвинейских папуасов…
https://picturehistory.livejournal.com/9777271.html