Критика церкви присутствовала и до Ломоносова, например, в сатирических произведениях 17 века, но без авторства, в виде пародий. Но именно Ломоносов первый выступил открыто против некоторых церковных обрядов, которые на его взгляд, наносили непоправимый ущерб обществу, за что и был наказан императрицей Елизаветой Петровной.
Ломоносов и Елизавета Петровна
Антицерковная сатира в 17 веке
«Калязинская челобитная» остро и зло осмеивает порядки в Калязинском монастыре Тверской епархии, за стенами которого скрывается сытая и полная пьяного разгула жизнь.
Низшая монастырская братия Калязинского монастыря бьёт челом архиепископу тверскому Симеону на своего архимандрита Гавриила за то, что он, забыв страх божий и монашеские обеты, досаждает монахам:
научил он плутов-пономарей не вовремя в колокола звонить, а в полночь их будят на церковную службу, и они не успевают за ночь «келейного правила» в девять ковшей пива справить;
много жжёт ладану и свечей, всю церковь закоптил, у монахов от копоти выело глаза и засаднило горло, заставляет поклоны земные класть;
не пускает монахов за ворота в слободы ходить, коровницам благословенья подать;
Всех старцев-пьяниц разогнал, некому пиво варить;
заставляет стоя почасту, каноны петь, а монахи от пьянства даже лежа петь не могут;
Долго есть не дает, и заутрени и обедни все не евши поют;
В великий пост земные поклоны класть повелел;
Когда есть прикажет, то ставят репу пареную да редьку вяленую, кисель овсяный, а лучше бы было для постных дней вязигу, да икру, да белую рыбицу, да по три пирога, да по два блина.
Пробуют монахи уговорить архимандрита жить в мире и в согласии с монахами, варить с ними пиво и братию допьяна поить, пореже в церковь ходить и их службой не томить, но архимандрит, «родиною поморец, а нравом ростовец, а умом кашинец», ни в чём своих советчиков не слушает и продолжает держать их в чёрном теле.
Челобитная очень зло и остро высмеивала порядки, укоренившиеся в Калязинском монастыре. Упоминаемые в челобитной имена архиепископа Симеона и архимандрита Гавриила не вымышленные, а реальные. Симеон был тверским архиепископом с 1676 по 1681 г., тогда же был архимандритом в Калязинском монастыре Гавриил, поэтому написание челобитной датируется 1677 годом.
Данное сатирическое произведение очень натурально изображало монастырский быт и определившееся уже в ту пору разложение монастырских традиций и свидетельствовало о критическом отношении к церкви в крестьянской среде.
Ломоносов против церкви
В 18 веке ненависть Синода и духовенства вызвал и великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, научные опыты которого подрывали основы религии. Ломоносов отвергал церковное учение о неизменности природы и создании ее Богом.
«Напрасно думают, - писал он, - что все, как видим, сначала творцом создано. Таковые рассуждения весьма вредны приращению наук. Легко быть философом, выучив три слова: бог так сотворил, - и сие дая в ответ вместо всех причин».
Ломоносов высмеивал тупость и невежество духовенства, выступавшего против науки. В 1740 году по инициативе Ломоносова была издана книга французского ученого, академика Фонтенеля «Разговор о множестве миров», в которой в популярной форме излагались научные данные астрономии, шедшие вразрез с религиозными мифами о создании мира.
Синод признал книгу Фонтенеля «противной вере и нравственности»; книгу изъяли и уничтожили. Раздраженный выступлениями Ломоносова против религии и церкви, Синод хотел помешать его научной деятельности. Он требовал, чтобы произведения Ломоносова были сожжены, а сам Ломоносов был отослан в Синод «для увещания и исправления».
Письмо Ломоносова «О размножении и сохранении российскаго народа».
Чашу терпения Священного Синода переполнило письмо Ломоносова, которое было отправлено Ивану Ивановичу Шувалову 1 ноября 1761 года, где учёный открыто выступил против церкви.
Во-первых, он был категорически против того, что молодых парней и дев постригают в монахи, поскольку прежде монастыря они могли нарожать ребятишек, а также он считал, что нужно позволить второй брак вдовым молодым попам и дьяконам, а в монастырь следует уходить в преклонных годах, старше 50 лет.
Первый раз письмо было напечатано только в 1819 году, но опять было запрещено Синодом
Из письма:
«Вошло в обычай, что натуре человеческой противно (противно ли законам, на соборах положенным, не помню), что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем к греху, а не ко спасенью дается повод и приращению народа немалая отрасль пресекается. Смешная неосторожность! Не позволяется священнодействовать, женясь вторым браком законно, честно и благословенно, а в чернечестве блуднику, прелюбодею или еще и мужеложцу литургию служить и всякие тайны совершать дается воля.
Возможно ли подумать, чтобы человек молодой, живучи в монашестве без всякой печали, довольствуясь пищами и напитками и по всему внешнему виду здоровый, сильный и тучный, не был бы плотских похотей стремлениям подвержен, кои всегда тем больше усиливаются, чем крепче запрещаются.
Для сих причин кажется, что молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить второй брак и не постригать прежде лет пятидесяти или, сняв чин священства, позволять быть мирскими чинами. Сюда ж надлежит и пострижение молодых людей прямо в монахи и монахини, которое хотя в нынешние времена и умалилось пред прежним, однако еще много есть излишества, особливо в Малороссии и при синодальных школах.
Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие поступки везде показывают, что монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет.
Дело в том, что Ломоносов поднял очень больные для церкви темы блудодеяния, содомства, детоубийства, которые возникли с самого основания монастырей. Все об этом знали, но говорить было нельзя, он, как ученый, не мог молчать.
В письме он также написал о крещении младенцев в холодной, а зимой в ледяной воде, таких попов он назвал палачами.
«Одно погружение в умеренной воде не без тягости младенцу, когда мокрота в глаза, в уши, в ноздри, а иногда и в рот вливается (а когда рот и ноздри запирает поп рукою, тогда пресекается дыхание, которое недавно лишь получил младенец).
Когда ж холодная вода со льдом охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни, и, хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях, кои всякий младенец после преодолеть должен, а особливо при выходе первых зубов, оная смертоносная болезнь удобнее возобновится».
Он также категорически выступал против постов, особенно в весеннее время, когда не хватает витаминов, люди долго воздерживаются от еды, а потом так объедаются, что происходит несварение в кишечнике.
Иван Иванович Шувалов испугался, прочитав письмо, положил под сукно, доложил императрице Елизавете Петровне.
Представители православной церкви потребовали сожжения Михаила Ломоносова! Воинский Артикул Петра I предусматривал смертную казнь, именно на него и опирались недоброжелатели ученого.
Архимандрит Дмитрий (Сеченов), духовник императрицы, в своем заявлении на Ломоносова просил именно сожжения. Однако, по милости императрицы, "провинившемуся" сократили жалование в 2 раза и велено было принести извинение.
https://dzen.ru/a/ZJHsUNcpHwHpgG4g