Г. Хмуркин продолжает свою деятельность по разоблачению церковных антисоветских мифах о массовых расстрелах духовенства в годы Гражданской войны. На сей раз в центре разбора - миф о 550 расстрелянных священниках Петроградской губернии. Статья есть на елайбрари, но в сети пока нет, так что выложил текст.
Г.Г. Хмуркин
РЕАЛЬНОЕ ЧИСЛО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА, РАССТРЕЛЯННЫХ ОРГАНАМИ ВЧК В ПЕТРОГРАДСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1918 ГОДУ
Статья посвящена анализу распространенного в публицистической и научной литературе тезиса о том, что в первые годы после революции 1917 г. в Петрограде были расстреляны 550 представителей православного духовенства. Впервые публикуются официальные статистические данные о расстрелах органами ВЧК духовенства Русской православной церкви в 42 регионах Советской России в течение 1918 г. (из Центрального архива ФСБ). Источники личного происхождения (дневники и воспоминания клириков - свидетелей послереволюционной религиозной жизни в Петрограде, а также воспоминания узников ЧК), официальная церковная статистика, религиозная публицистика 1920-х гг., данные археологических исследований, вкупе с современными исследованиями и справочными изданиями свидетельствуют о недостоверности тезиса о казни 550 представителей Церкви. Использование методов математической статистики позволяет оценить число этих жертв как не более 40 человек.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, духовенство, красный террор, Петроградская губерния, ВЧК, 1918 год.
Настоящая публикация посвящена проблеме оценки масштабов насильственной смертности среди православного духовенства Петроградской губернии в 1918 г., а точнее - выяснению оснований тезиса о том, что в период гражданской войны в одном только Петрограде было расстреляно 550 представителей РПЦ (в качестве исполнителей расстрелов часто называются органы ЧК).
Этот тезис встречается в публикациях самого разного толка - от научных работ до интернет- и газетных публикаций [1, с. 303; 2; 4, с. 337; 14; 18, с. 48; 23; 24, с. 148; 27, с. 178; 28, с. 222; 30, с. 276; 31, с. 280; 34, с. 52; 39; 42; 45; 50, с. 46; 58]. При этом никто из авторов не приводит конкретных архивных шифров документов, из которых была почерпнута данная статистика. Кроме того, неясен точный состав казненных: согласно различным версиям (отраженным в изученных нами публикациях), это были «священники», «священнослужители», «священники и монахи», «священники, монахи, высшие иерархи церкви», «духовенство [белое? - Г. Х.] и монашествующие всякого чина». Также из публикаций неясно, когда именно произошли казни: одни авторы говорят про 1918-1919 гг., другие - про 1917-1922 гг., третьи - избегают точных хронологических рамок или ограничиваются неопределенной формулировкой «в то смутное время».
Обращение к фондам Центрального архива Федеральной службы безопасности РФ (далее - ЦА ФСБ) позволило выявить документ, содержащий обсуждаемую статистику. Это таблица «О лицах духовного звания, находившихся в местах заключения или расстрелянных по постановлениям Г[убернских] Ч[резвычайных] К[омиссий] в период 1918 и 1919 годов. По свед[ениям,] получен[ным] Секретным Отделом ВЧК на запрос № 21224 и повт[орную] тел[еграмму] № 25291» [52. А. у. д. № Н1780. Прил. к Т. 28. Л. 80]. Данный документ был приобщен к следственному делу патриарха Тихона, заведенному в 1922 г. и содержащему материалы за период с 1917 по 1925 г.
Таблица охватывает 42 губернских ЧК, из которых составители документа изначально планировали получить следующие статистические данные: 1) число духовных лиц, расстрелянных по постановлениям соответствующих губЧК отдельно в 1918 г. и в 1919 г., 2) число духовных лиц, находившихся в местах заключения отдельно в 1918 г. и в 1919 г. При этом в каждой из названных 4-х групп было внутреннее деление на 5 подгрупп: епископы, архимандриты, священники, диаконы и монахи. Из некоторых губЧК информация не поступила, из некоторых, как сообщается в документе, пришли неточные данные. Из Петроградской губЧК «сведения даны тов[арищем] ЛАЦИСОМ». Именно в этой графе мы находим число 550 расстрелянных, причем все эти жертвы отнесены к 1918 г. Заметим, что Петроградская губЧК - единственная, предоставившая суммарное число погибших, без разбивки на епископов и т. д., причем в самой таблице указано, что эти «сведения неточны». Под документом стоит треугольная печать «Секретный отдел В.Ч.К.» и неразборчивая подпись заведующего Статистическим отделением (предположительно: Кут…). Даты на документе нет. Выяснить содержание «запроса № 21224» и «повторной телеграммы № 25291», ответы на которые и послужили материалом для дан-/560/-ной таблицы, ни в ЦА ФСБ, ни в ряде региональных архивов нам не удалось. Заметим, что данный документ никогда не публиковался; никаких следов его использования в официальных изданиях ВЧК 1920-х гг. нами не обнаружено.
В приложении к статье приведены цифры расстрелов в 1918 г., взятые из выявленного нами архивного документа. Сведения о числе пребывавших в местах заключения в 1918 и в 1919 гг., а также числе расстрелянных в 1919 г. мы опустили.
Что можно сказать о статистике расстрелов 1918 г.?
Во-первых, в документе присутствует информация только по европейской части России и Уралу.
Во-вторых, во всех случаях, за исключением Петроградской, Самарской и Ярославской губЧК, в документе зафиксирована «Дата ответа», т. е., очевидно, дата поступления в Секретный отдел ВЧК информации от соответствующих региональных комиссий. Причем, если не учитывать дату поступления информации от Московской губЧК, то все даты попадают в промежуток между «19/X» и «26/XII». Поскольку год в них не указан, ясно, что ответы поступали в течение одного года. От Московской губЧК ответ пришел «2/I 20 г.», т. е. 2 января 1920 г., следовательно, можно утверждать, что таблица составлялась на основе информации, аккумулировавшейся с середины октября 1919 г. до начала января 1920 г. Таким образом, окончательная редакция выявленного документа может быть уверенно датирована началом 1920 г.
В-третьих, согласно документу, по масштабам террора Петроградская губерния (550 чел.) резко выделялась на фоне остальных, опережая соответственно в 5.5, в 7 и в 27.5 раз трех своих ближайших «конкуренток» - Пермскую (101 чел.), Калужскую (78 чел.) и Казанскую (20 чел.) губернии; во всех остальных регионах, согласно представленным в таблице данным, насчитывалось по несколько (не более 12-ти) казненных. Стало быть, если цифры по Петроградской губернии и отвечают действительности (этот вопрос будет обсуждаться ниже), данный регион никак нельзя считать «типовым» в смысле масштабов репрессий по стране.
В-четвертых, все 550 казненных, согласно документу, были расстреляны в течение 1918 г. Таким образом, ни одна из известных нам публикаций, упоминающих эту статистику, не приводит правильных хронологических рамок.
Заметим, что во второй половине 1990-х гг. в научный оборот попали сводные цифры из выявленного нами документа - 827 расстрелянных в течение 1918 г. и 19 расстрелянных в течение 1919 г. [3, с. 62-63; 9, с. 179; 10, с. 45; 12, с. 511-512; 17, с. 114; 19, с. 129; 21, с. 21; 22, с. 14; 25, с. 56; 29, с. 109; 35, с. 139; 40, с. 353; 43, с. 216; 47, с. 588; 48, с. 15; 51, с. 21]. Эти статистические данные, «оторванные» от своих архивных первоисточников, никогда не подвергались ни источниковедческому, ни фактологическому анализу.
Несколько слов о ситуации в Петроградской епархии в изучаемое время. Церковная жизнь в этом регионе в январе-июле 1918 г. хотя и не отличалась спокойствием, но была бескровной. Единственным исключением была попытка силовой реквизиции жилых помещений Александро-Невской Лавры 19 января 1918 г., в результате которой красногвардейцами был смертельно ранен протоиерей П. И. Скипетров. В апреле-июле в ряде регионов началась полномасштабная гражданская война, и с начала августа в Петроградской губернии участились аресты духовных лиц [52. А. у. д. № Н-1780. Т. 9. Л. 144; 53. Ф. 143. Оп. 1. Д. 82. Л. 60, 61-61об]. Часть из них вскоре была отпущена на свободу.
За исключением П. И. Скипетрова, исследователям неизвестно ни одного представителя православного духовенства, кто бы погиб насильственной смертью в Петроградской губернии в период с 1 января по 31 июля 1918 г. [41, с. 519]. Да и в последующие четыре недели, с 1 по 29 августа 1918 г., несмотря на участившиеся в это время аресты клириков, казненных среди них, по-видимому, было немного.
Предпоследний день лета - 30 августа - разделил жизнь петроградского региона, равно как и всей советской России, на «до» и «после». В этот день произошло убийство председателя Петроградской губЧК М. С. Урицкого и покушение на В. И. Ленина. В экстренном порядке было принято решение о массовом расстреле заложников в целом ряде губерний. Наибольший размах первая волна расстрелов имела в Петрограде, где только по официальным данным в течение двух суток были расстреляны 512 чел. из ранее арестованных лиц. Спустя еще несколько дней, 5 сентября было подписано бессрочное постановление Совнаркома о введении «красного террора», который официально осуществлялся с 5 сентября по 6 ноября. /561/
Таким образом, основная масса погибших в Петроградской губернии представителей РПЦ пришлась на период с 19 августа по 31 декабря 1918 г. Кто-то погиб в результате стихийных нападений и конфликтов, кто-то - пал жертвой Петроградской губЧК. Именно на последней категории мы сосредоточим свое внимание.
Могла ли данная категория насчитывать 550 чел.? Сомнения в достоверности этой цифры возникают уже при поверхностном знакомстве с ежегодной официальной церковной статистикой, согласно которой накануне революции общая численность православного духовенства Петроградской епархии из года в год практически не менялась и составляла примерно 1,5 тыс. чел. (приводим цифры на 1915 г.):
Епископы: митрополиты - 1 чел.; викарные епископы - 4 чел.; священники: протоиереи - 264 штатных и 2 заштатных; иереи - 513 штатных и 5 заштатных; диаконы: диаконы и протодиаконы - 367 штатных и 1 заштатный; монашествующие: мужского пола - 171 чел.; женского пола - 215 чел. [36, с. 33-35; 37, с. 5, 24]. Итого - 1543 чел.
Если сведения М. Я. Лациса о 550-ти казненных верны, то в течение 1918 г. ПетрогубЧК расстреляла каждого третьего (36 %) из перечисленной массы. А с учетом того, что «карающий меч» в этот период был направлен преимущественно на наиболее влиятельных лиц из бывших привилегированных слоев - т. е. в данном случае на священников и иерархов, - то в течение 1918 г. в Петроградском регионе только жертвами чекистов должны были стать от 36 до 70 % всех носителей иерейского и епископского сана.
Столь серьезный размах террора неминуемо посеял бы среди части петроградского духовенства панику. Часть клириков могла уйти в подполье, часть - бежать за пределы губернии или даже снять сан. В итоге на несколько месяцев должны были остановиться богослужения в сотнях храмов. Могли ли все эти процессы не оставить по себе никакой памяти? Маловероятно. Меж тем, мы не находим никаких отголосков этих чрезвычайных событий ни у профессиональных историков (см., напр., [11; 59]), ни у церковных авторов (см., напр.: [26; 38]). Не сообщают об этом и очевидцы церковной жизни в Петроградской губернии в 1918 г., оставившие после себя воспоминания (прот. М. П. Чельцов [54; 55], архим. Феодосий [49]) и дневники (прот. Н. К. Чуков [32]). Да и о расстрелах сотен представителей духовенства Петроградской епархии в течение 1918 г. мы не находим у них никаких сведений.
Так, в мемуарах М. П. Чельцова не упоминается ни одного имени духовного лица, казненного в 1918 г. в Петроградской губернии. И даже сообщения о состоявшейся тогда казни прот. Ф. Н. Орнатского отнесены им к «слухам» [55, с. 11]. Воспоминания М. П. Чельцова, касающиеся событий 1918 г., содержат единственное упоминание о массовом расстреле православного духовенства - «в августовские дни» [55, с. 55], т. е. очевидно, в первые часы и сутки после убийства М. С. Урицкого (воспоминания о событиях 1918 г. по большей части придерживаются старого стиля). По сведениям М. П. Чельцова, «всех взятых в то время священников - свыше десяти человек - расстреляли или утопили» [55, с. 55].
Почти ничего не пишет о терроре в первые годы после революции в Петроградском регионе и архим. Феодосий (Алмазов), этот сюжет им вообще никак специально не выделяется. Его воспоминания свидетельствуют о том, что в этот период имели место аресты духовных лиц, которые затем содержались в местах заключения, а также о том, что среди арестованных были расстрелянные (называется четыре имени: Ф. Н. Орнатский, Б. Клеандров, А. Васильев и Успенский). Однако только в одном случае - с Ф. Н. Орнатским - автор дает понять, что казнь состоялась в 1918 г. [49, с. 34]; в остальных трех случаях год расстрела не указан.
В дневнике Н. К. Чукова всего одно предложение, упоминающее об убийствах духовенства на территории Петроградской губернии в 1918 г., причем в нем речь идет даже не о Петрограде: «Приезжала из Лодейного Поля [город недалеко от Петрозаводска. - Г. Х.] Чрезвычайная комиссия железной дороги по жалобе рабочих [Введенского Островского] монастыря на казначея, иером[онаха] Димитриана и 3-го [сентября по ст. ст.]/16-го [сентября по н. ст.] расстреляла его в ограде монастыря» (запись от 27 сентября). Примечательна и та настойчивость, с которой Н. К. Чуков в сентябре - октябре 1918 г. продвигал идею о переносе работы Олонецкого Епархиального совета, членом которого он был избран, на территорию Петроградской губернии - во Введенский Островский монастырь или даже в Петроград (см. записи от 9 и 27 сентября, 5 и 12 октября). В конце октября - начале ноября его задумка осуществилась: члены Совета съехались прямо в бывшую столицу и проводили там заседания. Происходило это в месяцы, казалось бы, самого разнузданного антицерковного террора! /562/
Ни статистики погибших, ни эмоциональных комментариев по поводу предполагаемых чрезвычайных событий в Петрограде летом - осенью 1918 г. ни один из трех авторов не дает. А других воспоминаний или дневников церковных деятелей, видевших питерскую жизнь 1918 г., пока не опубликовано.
Стоит упомянуть еще один важный источник - воспоминания узников ЧК, опубликованные в сборнике «Красный террор в Петрограде» [20]. Заметим, что среди авторов воспоминаний нет ни одного духовного лица. Многие мемуаристы, стремясь максимально полно передать атмосферу мест заключения петроградской ЧК в 1918 - начале 1919 гг., компактно описывают социальный состав заключенных. Таких «списков» по всему сборнику выявлено полтора десятка, однако ни в один из них не попало духовенство. Симптоматично, что издатель этих воспоминаний и автор предисловия к обсуждаемому сборнику д. и. н. С. В. Волков, очерчивая петроградский «“подрасстрельный” контингент», включает в него самые разные категории населения, однако не упоминает духовенство [20, с. 7-8].
Современные специалисты по репрессивной политике советской власти (О. Б. Мозохин, И. С. Ратьковский) сходятся во мнении, что в течение 1918 г. только органами ВЧК на подконтрольной советской власти территории было расстреляно от 6,3 до 9 тыс. чел. [33, с. 81-82]. Если предположить, что органами ПетрогубЧК в 1918 г. было расстреляно 550 духовных лиц, то получается, что в общей массе расстрелянных (а значит, и заключенных в тюрьмы ЧК) по всей Советской России каждый 12-й - каждый 16-й был представителем православного духовенства Петроградской губернии. Ясно, что в Петроградской губернии доля духовных лиц среди заключенных должна была быть значительно выше (к примеру, каждый 10-й или каждый 5-й). Однако, как мы видели, ничего подобного в воспоминаниях бывших заключенных не просматривается.
Не обнаруживается следов кадровой «напряженки» в работе питерских храмов в 1918 г. и в специализированных справочных изданиях, таких как «Православные храмы Санкт-Петербурга 1917-1945 гг.» [56] и «Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917-1945 гг.» [57], которые стали плодом масштабных архивных поисков сведений о судьбе петроградских церквей, часовен, соборов и монастырей в 1917-1945 гг. в 46-ти фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (далее - ЦГА СПб.). Те же впечатления оставляет и книга-справочник «Храмы Кронштадта» [11].
В 2017 г. из печати вышел «Санкт-Петербургский мартиролог» [46] - фундаментальное справочно-биографическое издание о пострадавших в 1917-1961 гг. представителях различных конфессий в Северо-Западном регионе России. Издание подготовлено большим авторским коллективом, в который вошли церковные исследователи, профессиональные историки, сотрудники архивов и библиотек. Представленные в нем биографические справки о 6655 пострадавших составлены на основе, пожалуй, всех имеющихся на сегодняшний день ключевых источников о репрессированном духовенстве и верующих. Особенно важным представляется то, что при подготовке «Мартиролога» активно использовались материалы архива Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где, в частности, хранятся документы ПетрогубЧК.
Данное издание - наиболее полный из существующих ныне справочников, рассказывающих среди прочего о погибших в Петроградской губернии в 1918 г. В нем мы находим краткие биографии 5644 пострадавших носителей православной веры. Лишь 16 из них - это представители православного духовенства, убитые в 1918 г. в Петроградской губернии, а именно: 8 протоиереев: А. П. Васильев, А. Ф. Каминский, Б. М. Клеандров, Л. А. Лесницкий, Ф. Н. Орнатский, П. И. Скипетров, Н. Н. Сперанский, А. А. Ставровский; 7 иереев: А. А. Дубровский, С. М. Ласкеев, Александр (?) Любимов, Василий (?) Пылаев, В. П. Силин, П. И. Успенский, П. Н. Яценко; 1 иеромонах: Парфений (?) Артемук (имя в монашестве - Димитриан). На сегодняшний день это самый полный список имен погибших (от рук ЧК и др.) в 1918 г. представителей духовенства Петроградской губернии, который покрывает все упоминания жертв в использованных нами источниках.
Помимо перечисленных 16-ти фамилий, иногда к числу расстрелянных в Петроградской губернии в 1918 г. ошибочно относят протоиерея А. Ливанского [60, с. 83] и священника А. Николаева [60, с. 83]. Первый был арестован 3 августа 1918 г., находился в заключении до 28 октября 1918 г., затем был отпущен на свободу и ушел из жизни значительно позже - не ранее 1929 г. [46, с. 260]. Второй, насколько мы можем судить, является мифическим персонажем. О его якобы аресте и расстреле публикации сообщают со ссылкой на единственный источник - материалы ЦГА СПб.: «ф. 143, оп. 1, д. 82, л. 60-61» (см., напр.: [60, с. 83, 445]). Однако на указанных (и даже на соседних) листах этого /563/ дела [53. Ф. 143. Оп. 1. Д. 82. Л. 59, 59об, 60, 61, 61об., 62] человек с фамилией Николаев даже не упоминается. Никаких сведений о нем нет ни в «Санкт-Петербургском мартирологе», ни в Базе новомучеников «За Христа пострадавшие».
Не лишено интереса и свидетельство митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина - человека, который по долгу службы должен был располагать достаточно полной информацией о репрессиях в отношении духовенства по Петроградскому региону. 12(25) сентября 1918 г., на исходе наиболее трагического месяца «красного террора», митрополит подал представление на имя патриарха Тихона, в котором указал, что на территории Петроградской епархии «до 20 священнослужителей томятся в тюрьмах» [52. А. у. д. № Н-1780. Т. 9. Л. 140]. При этом он тут же заметил, что еще 27 августа (9 сентября) подал заявление в Совет комиссаров Союза коммун Северной области [52. А. у. д. № Н-1780. Т. 9. Л. 142-143], после которого аресты клириков «почти прекратились» [52. А. у. д. № Н-1780. Т. 9. Л. 140]. Сложно представить, что правящий архиерей мог не знать о сотнях расстрелов петроградского духовенства, если бы таковые имели место в конце августа и в первые дни/недели сентября 1918 г.
Подведем итоги. Обращение к мемуарам и новейшим справочным изданиям никаких следов казни нескольких сотен представителей РПЦ в Петроградской губернии в 1918 г. не обнаруживает. Молчат о предполагаемых массовых питерских расстрелах в 1918 г. и многочисленные работы обновленческого лидера А. И. Введенского (см., например, [5; 6; 7; 8]), хотя, заметим, обновленцы вполне могли разыграть эту карту в борьбе против патриарха Тихона в 1922-1923 гг. Нет указаний на останки представителей духовенства в местах захоронения жертв «красного террора» 1918-1919 гг. в Петрограде, относительно недавно обнаруженных археологами [13; 15; 16].
Напрашивается вывод о том, что реальное число погибших представителей духовного сословия Петроградской губернии в этот период было значительно меньше 550 чел. Разумеется, названные выше 16 имен дают лишь минимальную границу этого числа. Попробуем определить максимальную границу. Для этого нам придется обратиться к статистике по всей подконтрольной большевикам территории.
Если брать представителей всех сословий, то, согласно подсчетам И. С. Ратьковского, по всей стране по приговорам ЧК с 30 августа по 31 декабря 1918 г. было расстреляно около 8000 чел., а именно: с 30 августа по 30 сентября - около 5000 чел., а в октябре, ноябре и декабре - примерно по 1000 чел. [44, с. 199]. С 1 января по 29 августа 1918 г. расстрелов по стране было примерно в 5 раз меньше, чем за первый месяц красного террора - с 30 августа по 30 сентября [44, с. 280]. Таким образом, с 1 января по 29 августа 1918 г. по всей стране органами ЧК было расстреляно в общей сложности около 1000 чел. В итоге получаем примерно 9000 представителей всех сословий, расстрелянных органами ЧК за весь 1918 г.
И. С. Ратьковский выявил 5381 опубликованный случай расстрела органами ЧК в 1918 г. по всей стране, в котором указано социальное положение казненного; среди них лишь 83 чел. (1,5 %) относились к духовенству [44, с. 280]. Следовательно, в течение 1918 г. по всей стране по постановлению органов ЧК различного уровня было расстреляно около 9000×1,5 %=135 представителей духовенства. Разумеется, это лишь ориентировочное значение, точное число по имеющимся данным установить невозможно, но зато можно указать диапазон, в который оно заведомо попадет. Используя методы математической статистики, нетрудно убедиться, что общее число православных священнослужителей и монашествующих, казненных органами ЧК по всей стране в течение 1918 г., с вероятностью, превышающей 99.7 %, лежит в пределах от 100 до 200 чел. Таким образом, официальные данные ВЧК о 827 расстрелянных в 1918 г. следует признать завышенными в несколько раз.
На органы ЧК, действовавшие в Петроградской губернии в различные месяцы 1918 г., приходилось 10-20 % всех чекистских расстрелов по стране [44, с. 90, 141, 185, 282-283]. Если считать, что петроградское духовенство испытало на себе террор примерно в той же степени, как и в других губерниях, то получается, что органами ЧК в Петроградской губернии в течение всего 1918 г. было расстреляло не более 40 представителей духовенства (берем максимум - 20 % от 200 чел.). Подчеркнем, в полученную статистику не входят убитые в результате стихийных уличных стычек, бандитских нападений, столкновений с отрядами рабочих добровольцев и представителями различных силовых структур (красногвардейцами, красноармейцами, районными органами безопасности) в течение года. Число этих жертв пока не поддается уверенному подсчету. Вопрос о том, как в официальный документ ВЧК попала цифра 550, также нуждается в отдельном исследовании. /564/
Судя по всему, мы имеем дело с очередным мифом, родившимся «в пылу» гражданской войны, хоть и имеющим под собою своеобразное документальное основание. В этом смысле обсуждаемая статистика - случай исключительный: подавляющее большинство приводимых в литературе «обобщенных» цифр жертв среди православного духовенства в целом по стране (а нередко и по отдельным регионам) не опираются ни на какие источники, методика их получения никак авторами не проясняется. Точное количество погибших в эти годы представителей РПЦ по-прежнему неизвестно. Попытки установить численность хотя бы одной подгруппы в этой массе жертв - к примеру, казненных большевистскими «чрезвычайками» в 1918-1920 гг. - наталкиваются на невероятные трудности: часть расстрелов производилась в спешке, без оформления соответствующих документов; там, где они все-таки оформлялись, делалось это не всегда аккуратно; в дальнейшем материалы могли быть утрачены и т. д. В наиболее острую фазу гражданской войны (1918-1919 гг.) ВЧК не имела возможности активно заниматься сбором статистических сведений об арестах, расстрелах и т. п. Бюро статистики в структуре ВЧК было создано лишь на завершающем этапе войны - в 1920 г., а его первый отчет касался 1921 г. Более ранние, весьма немногочисленные попытки собрать статистический материал о деятельности ВЧК относились к 1918-1919 гг., однако для них характерна неполнота, большое количество ошибок и неточностей. Как результат - любые демографические выкладки, касающиеся 1918-1920 гг., автоматически попадают в разряд невероятно сложных научных проблем. Хочется надеяться, что данная публикация частично приоткроет завесу над этой тайной.
Приложение
Таблица. Число представителей православного духовенства, расстрелянных по постановлениям губернских чрезвычайных комиссий в 1918 г.
Источник: [52. А. у. д. № Н-1780. Прил. к Т. 28. Л. 80]
Примечания:
* Имеется в виду Московская губЧК.
** Имеется в виду ЧК по г. Москва.
*** В таблице приведено только суммарное число расстрелянных, но не дается разбиение на слагаемые.
**** В документе сказано, что из Самарской губЧК сведений не поступило. По всей вероятности, данные все-таки пришли, но были внесены в таблицу уже после того, как была сделана эта пометка.
***** В документе указано, что «за 1918 г. сведений в Г[убернской] Ч[резвычайной] К[омиссии] не имеется». По всей вероятности, данные все-таки пришли, но были внесены в таблицу уже после того, как была сделана эта пометка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агаджанян К. В. Трагические страницы русского православия в первые десятилетия советской власти в Среднем Поволжье // Русский исторический сборник. Вып. 9 / сост. В. Н. Ильин. М.: ООО «Киммерийский центр», 2015. С. 302-312.
2. Агаджанян К. В. Трагические страницы Русского Православия в первые десятилетия Советской власти в Среднем Поволжье // URL:
https://ist-konkurs.ru/raboty/2014/1504-tragicheskie-stranitsy-russkogo-pravoslaviyav-pervye-desyatiletiya-sovetskoj-vlasti-v-srednem-povolzhe3. Аристова К. Г. Обновленчество в Пензенской епархии в 1917-1923 гг.: первые уроки Советской власти. Дисс. … канд. ист. наук. Пенза, 2011. 238 с.
4. Бармин Р. Г. Пролегомены российской катастрофы. Трилогия. Ч. I-II. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2016. 486 с.
5. Введенский А. И., прот. За что лишили сана бывшего патриарха Тихона (Речь прот. А. И. Введенского, произнесенная на заседании 2-го Всероссийского Священного Поместного Церковного Собора 3-го мая в Москве). М.: «Красная Новь», 1923. 60 с.
6. Введенский А. И., прот. Церковь и государство. (Очерк взаимоотношений Церкви и государства в России 1918-1922 г.) М.: [б. и.], 1923. 253 с.
7. Введенский А., прот. Церковь и революция [Уход Патриарха Тихона]. Доклад во дворце Урицкого 4-го июня 1922 г. Пг.: Тип[ография] при Смольном, 1922. 31 с.
8. Введенский А. И., прот. Церковь Патриарха Тихона. М.: 2-я типография Моссоюза потреб. об-в, 1923. 77 с. /566/
9. Дамаскин (Орловский), игумен. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь» / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Изд-во Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», 2000. С. 179-189.
10. Димитров Н. Н. Российское государство и религия: правовые основы взаимоотношений. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. 123 с.
11. Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. СПб.: Паритет, 2013. 382 с.
12. История и культура татар-кряшен (XVI-XX вв.) / глав. ред. Р. С. Хакимов; отв. ред. Р. Р. Исхаков. Казань: Институт истории имени Ш. Марджани АН РТ, 2017. 996 с.
13. Карпенко И. А. Следственные дела 1918 г. идентификация расстрелянных в Петрограде // ГУЛАГ. Начало. Материалы всероссийской научно-практической конференции (Пермь, 10-11 нояб. 2017 г.) / под ред. Ю. З. Кантор, С. А. Шевырина. Пермь: Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического ун-та, 2017. С. 86-97.
14. Кедров К. Расписка в получении секретного дела // Известия. 1995. 7 июля. № 124 (24 483). С. 7.
15. Кильдюшевский В. И., Петрова Н. Е. Археологические исследования в Петропавловской крепости // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. Т. II / отв. ред. чл.-корр. РАН Н. А.Макаров, чл.-корр. РАН Е.Н.Носов. СПб. М.; Великий Новгород, 2011. С. 237-238.
16. Кильдюшевский В. И., Петрова Н. Е. Находки захоронений жертв красного террора в Петропавловской крепости // Красный террор в Петрограде / сост., предисл., комм. д. и. н. С. В. Волкова. 2-е изд., доп. М.: Айриспресс, 2014. С. 477-503.
17. Козлов Ф. Н. Взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви в 1917 - начале 1940-х гг. (по материалам Чувашии). Дисс. … канд. ист. наук. Саранск, 2009. 258 с.
18. Крапивин М. Ю. Непридуманная церковная история: власть и церковь в Советской России (октябрь 1917-го - конец 1930-х годов). Волгоград: Перемена, 1997. 366 с.
19. Крапивин М. Ю. Религиозный фактор в социально-политической жизни советского общества (октябрь 1917-го - конец 1920-х годов). Дисс. … докт. ист. наук. СПб., 1999. 712 с.
20. Красный террор в Петрограде / сост., предисл., коммент. д. и. н. С. В. Волкова. 2-е изд., дополн. М.: Айриспресс, 2014. 518 с.
21. Кривова Н. А. Власть и Русская Православная Церковь в 1922-1925 гг. (Политика ЦК РКП(б) по отношению к религии и Церкви и ее осуществление органами ГПУ-ОГПУ). Дис. … д-ра. ист. наук. М., 1998. 418 с.
22. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства / предисл. Р. Г. Пихоя. М.: АИРО-XX, 1997. 248 с.
23. Латышев А. «Провести беспощадный массовый террор против попов» // Аргументы и факты. 1996. № 26 (819). С. 9.
24. Латышев А. Г. Рассекреченный Ленин. М.: МАРТ, 1996. 336 с.
25. Лафитский В. Христианство в правовом мироздании России // Соловьев В. С. Проповедник в пустыне: проповеди о праве (Избранные труды) / сост. В. И. Лафитский и Е. А. Юртаева. М.: Статут, 2014. С. 3-61.
26. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М. - Küsnacht: Крутицкое патриаршее подворье - Institute Glaube in der 2. Welt, 1996. 672 с.
27. Македонская В. А. Государственно-церковные отношения в Советской России в 1917-1920 годах // Наше Отечество. Страницы истории: Сборник научных трудов. Вып. тринадцатый / под общ. ред. проф. В. С. Порохни. М.: ППП «Типография “Наука”», 2017. С. 171-181.
28. Македонская В. А. Государственно-церковные отношения в Советской России в 1917-1920 годах // Столетие Революции 1917 года в России. Науч. сб. Ч. 1 / отв. ред. И. И. Тучков. М.: Изд-во АО «РДП», 2018. С. 217-224.
29. Микерин А. А. К вопросу о взаимоотношениях государства и Церкви в первые годы советской власти // Октябрь 1917 года: революция или переворот? Материалы Междунар. науч. конф., 31 окт. 2017 года / под ред. д. ю. н., проф. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2017. С. 107-111.
30. Мирек А. Красный мираж. Как мы верили в мифы и ложь: Воспоминания и раздумья (1917-1960). М.: Готика, 2000. 472 с.
31. Мирек А. М. Красный мираж. Палачи великой России. М.: ООО «Можайск-Терра», 2006. 528 с.
32. Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Дневник. 1918-1923 гг. Часть 3 // URL:
https://bogoslov.ru/article/74785133. Мозохин О. Б. Внесудебные полномочия ВЧК // Исторические чтения на Лубянке. 1998 год: «Российские спецслужбы на переломе эпох: конец XIX - 1922 год». М.; В. Новгород: [ФСБ - НГУ], 1999. С. 75-83.
34. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999). СПб.: Алетейя, 2001. 405 с.
35. Новикова Т. М. Русская Православная церковь и власть в годы Гражданской войны в Восточной Сибири (декабрь 1917 г. - август 1921 г.). Дис. … канд. ист. наук. Иркутск, 2011. 242 с.
36. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за 1915 год. Пг.: Синодальная Типография, 1917. 109 с.
37. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за 1915 год. Пг.: Синодальная Типография, 1917. Приложения: Ведомости за 1915 год. 145 с. /567/
38. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. Ред.-сост. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). СПб.: Андреев и сыновья, 1994. 314 с.
39. Перин Р. «Гильотина для бесов». Этнические и психологические аспекты кадровой политики. 1934-2000 годы // URL:
http://samlib.ru/m/mihajlow_k_k/constantinmichailov-20.shtml40. Поляков В. Е. Страшная правда о Великой Отечественной. Партизаны без грифа «Секретно». Изд. 2-е, доп. и испр. М.: Яуза-пресс, 2011. 444 с.
41. Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. № 15-16. 1(14) мая.
42. Птицына Т. Они пройдут, года мучений // URL:
https://rusk.ru/st.php?idar=11233543. Растимешина Т. В. Политика российского государства в отношении культурного наследия Церкви. Дисс. … докт. полит. наук. М., 2012. 407 с.
44. Ратьковский И. С. Красный террор и деятельность ВЧК в 1918 году. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 286 с.
45. Румянцев Дмитрий, священник. Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926 годов // URL:
https://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-bolshevistskix-gonenij-1918-1926.html46. Санкт-Петербургский мартиролог / отв. ред. проф., прот. Владимир Сорокин. СПб.: Князь-Владимирский собор, 2017. 596 с.
47. Скипина И. В. Человек в условиях Гражданской войны на Урале: Историография проблемы. Дисс. … докт. ист. наук. Тюмень, 2003. 786 с.
48. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. Гл. ред. протоиерей Владимир Воробьев. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1048 с.
49. Феодосий (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания (Записки соловецкого узника) / подгот. текста М. И. Одинцова. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Об-во любителей церковной истории, 1997. 259 с.
50. Халанский С. Крещенные адом. Фотоальбом. Магадан: Дикий Север, 2003. 296 с.
51. Хевеши М. А. Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода. Изд. 2-е, доп. М.: Международные отношения, 2004. 188 с.
52. Центральный архив Федеральной службы безопасности (ЦА ФСБ). А. у. д. № Н-1780. Следственное дело патриарха Тихона.
53. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 143. Канцелярия Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета комиссаров Союза коммун Северной области (СКСО). Петроград. 1918-1919.
54. Чельцов Михаил, протоиерей. Воспоминания «смертника» о пережитом / предисл. В. В. Антонова. М.: Издво имени святителя Игнатия Ставропольского, 1995. 159 с.
55. Чельцов Михаил, протоиерей. Воспоминания «смертника» о пережитом. 2-е изд. М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 2001. 158 с.
56. Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Православные храмы Санкт-Петербурга 1917-1945 гг. Справочник. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. 368 с.
57.Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917-1945 гг. (по документам ЦГА СПб.). СПб.: ДЕАН+АДИА-М, 1996. 158 с.
58. Чернышев В. Как в стране советов боролись с канонической Церковью // URL:
https://pravlife.org/ru/content/kak-v-strane-sovetov-borolis-s-kanonicheskoy-cerkovyu59. Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917-1945. СПб.: [Лики России], 1995. 208 с.
60. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Вече, Лепта, 2010. 496 с. /568/
Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2023. Т. 33. Вып. 3. С. 560-572.
https://voencomuezd.livejournal.com/1833491.html