Заповедники Домостроя

Mar 26, 2023 15:43



Вы помните пословицы: «Бабья дорога - от печи до порога», «Волос долог, да ум короток», «Бабья доля, что рабья воля», «Стерпится - слюбится», «Худой поп венчал - хорошему не развенчать», «Люби жену вволю, да не давай ей волю»? Сейчас из этих пословиц «в ходу» не осталось, пожалуй, ни одной - с изменением общественных отношений меняется и общественное, и обыденное сознание.

Однако есть у нас еще своего рода заповедники, в которых домостроевское отношение к женщине сохранилось до сих пор. Это религиозные, в частности сектантские, общины, где не только мужчины довольны униженным положением женщин, но и многие женщины, воспитанные в духе смирения и покорности, считают такое положение нормой.




Среди женщин пожилого возраста здесь до сих пор существуют поговорки: «Муж семье голова», «Куда иголка, туда и нитка» и т.д. Женщины, воспитанные в религиозных семьях, вместе с религиозными убеждениями впитали и определенные взгляды, согласно которым женщина рассматривается как существо второго сорта.

Идеологи баптистов, адвентистов, меннонитов, пятидесятников и других христианских сект стремятся всеми возможными средствами утвердить зависимое, подчиненное положение женщины. Вместе с тем руководство сектантских общин вынуждено считаться с тем несомненным фактом, что в нашей стране существует равноправие мужчин и женщин - в оплате труда, в получении образования, в возможностях заниматься государственной и общественной деятельностью и т.п. Как согласовать это с библейскими текстами?



Жена мужа слушает. Миниатюра из жития Алексея, человека божия, XVIII век

Приходится прибегать к  искусству толкования. Вот, например, высказывания апостолов: «…Жены, повинуйтесь своим мужьям» (1-е послание Петра, гл. 3, ст. 1), или широко известные слова первого послания апостола Павла к Тимофею: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1-е послание к Тимофею, гл. 2, ст.11-12). Как разъясняет журнал евангельских христиан-баптистов, чтобы понять эти высказывания, нужно иметь в виду «общий характер новозаветного учения Христа», а именно то, что «если все верующие должны повиноваться друг другу, a наибольшие должны быть слугами и рабами наименьшим, то вполне естественно, что жены должны повиноваться мужьям своим, как господу»

Что касается реальной действительности, которая сложилась в христианском сектантстве, то здесь (речь идет о религиозном сектантстве на территории Советского Союза) доминирует патриархальное отношение к женщине. Женщин реже, чем мужчин, допускают к проповеди, руководящие органы сектантских общин составляются из мужчин, на ординарных и торжественных собраниях лучшие места занимают мужчины.



Богомолка перед Успенским собором в городе Дмитров

Всюду женщины смиренно пропускают мужчин вперед, уступают им дорогу, следуя евангельским заповедям. Например, по данным белорусских исследователей в органах управления Минской и Слуцкой общин сравнительно «гибкой» баптистской церкви женщин всего 13 процентов.

Давно уже обсуждается вопрос о женском пресвитерском служении, но рукоположенных женщин-пресвитеров до сих пор нет. На последнем съезде ВСЕХБ, состоявшемся в декабре  1974 года, присутствовало около 500 делегатов, из них только дай 6 женщин 3 ) Между тем современное религиозное сектантство, если можно так выразиться, держится на женщинах.

В сектантских общинах женщины составляют подавляющее большинство - 70-80 процентов; проповедники учитывают, что 80 женщине принадлежит решающая роль в семейном воспитании, (а семья является той малой социальной группой, где начинает формироваться мировоззрение человека, его отношение к окружающему мишеру, к обществу.

Сектантство считает семью «домашней церковью». Обращаясь к юношам и девушкам, проповедники подчеркивают, в что молодым людям доверяется я высокая миссия «несения слова пр божьего в массы». В частности, долг верующих молодых людей перед богом они видят в том, чтобы создать прочную семью.

В религиозной общине практикуется сватовство, в дни религиозных праздников молитвенные дома, как, впрочем, и церкви, и мечети, становятся «ярмарками невест». Организуя, например, так называемые «вечера любви», старшее поколение старается познакомить молодых людей друг с другом, обещая девушкам найти хорошего жениха-семьянина, а юношам - верную помощницу, богобоязненную жену.

Нельзя не заметить, что для многих молодых людей . именно эти обещания и надежды становятся важным стимулом посещения молитвенных собраний. Сектантские проповедники настойчиво внушают молодежи: брак должен быть «в Господе». Они стараются убедить молодых людей в том, что сколько совершается бракосочетаний между верующими и неверующими, столько возникает несчастных семей и несчастных детей - почти все такие браки кончаются крушением семьи.

В проповедях звучит прямая угроза: «Нет в таких браках благословения Господня». Сектантство резко отрицательно относится к разводу. Если брак заключен «в Господе», развод невозможен. Он допустим лишь в случае «смешанного брака» - когда муж или жена не верит в Бога: «Если неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны».

Правда, тут вводится серьезное ограничение: если неверующий не хочет развода, верующий «не должен оставлять его». Объясняется это так: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты муж, почему знаешь, не спасешь ли жены».

Но вот молодая семья создана. Проповедники стараются внушить молодым мужу и жене сознание своей высокой ответственности перед богом, перед единоверцами. Характерно следующее обращение к молодым семьям: «Дорогой брат и дорогая сестра!… Если вы соединены брачным союзом, то где ваше благословенное наследие?

Столько ли с вами деток, сколько определил господь, или вы, как неверные, которым не на кого надеяться, испугавшись трудностей, преступно оттолкнули это благословение? Если же дети ваши с вами, то знают ли они Господа?… Главное имение, которое вы должны собирать и передать детям вашим, - это драгоценная вера»

У верующих, учат проповедники, должно быть много детей. Многодетные семьи всячески рекламируются, фотографии таких семей широко распространяются. И, естественно, ожидается, что верующие родители дадут своим детям религиозное воспитание, «спасут», «оберегут» их от неверия и атеизма.

В проповедях говорится: «Мать должна найти способ указать ребенку ошибочность и лживость атеистических теорий. Ребенка нужно учить духовным гимнам. Детская жажда знаний должна быть удовлетворена религией… Правильно воспитывать детей - это значит постоянно пребывать на коленях…»

Трудно не заметить, что во всем мире происходит эволюция религиозных взглядов (в частности, взглядов идеологов сектантства) на место и роль женщины - эволюция, подчиненная общим тенденциям общественного развития. Примечательно, однако, что религиозные организации, даже стремящиеся действовать в духе времени, всегда отстают от него, подчиняясь характерному для религии консерватизму.

Сектантские идеологи продолжают выступать против социальной активности женщин. Внимание своих последователей они усиленно концентрируют только на одном: на роли жены и матери. Так, например, среди адвентистов распространено наставление, в котором определяются качества примерной жены: «Примерной женой можно назвать такую женщину, на которую вполне может положиться ее муж, которая не терпит ни малейшего беспорядка и запоздания в выполнении своих обязанностей, и гостеприимство составляет для нее радость».

До сих пор остается в силе адвентистское наставление родителям под названием «Что необходимо преподавать нашим дочерям». В нем говорится: «Научите дочерей приготовлять здоровое и питательное кушанье. Научите их стирать, катать, гладить, чинить белье… Научите их производить закупки и точно подсчитать свои расходы…

Если нет недостатка в средствах, научите их также музыке и другим искусствам, но не забудьте никогда, что таковое должно стоять лишь на втором плане» Воспитание девушек в общинах не предполагает активного участия их в производственной деятельности и общественной работе.



По словам Л.Толстого, «Домострой проповедует «неограниченную власть хозяина дома над женщинами, детьми и слугами»

В настоящее время в устных и письменных проповедях религиозных идеологов редко встречаются прямые возражения против того, чтобы верующие поднимали свой общеобразовательный и культурный уровень. Однако нетрудно заметить, что у религиозных наставников весьма избирательный подход к музыкальным, литературным и другим произведениям - здесь рекомендуется исключительно то, что, по мнению духовных пастырей, создает «религиозное настроение».

Причем все эти ограничения прежде всего касаются женщин, потому что большинство верующих - женщины. Среда, в которой лучше всего чувствуют себя сектантские проповедники, - это в первую очередь домохозяйки, вдовы, пенсионерки, женщины, чьи производственные связи и культурный кругозор ограниченны.

Профессии работающих женщин из сектантских общин не слишком разнообразны - это в основном санитарки, уборщицы, разнорабочие и т.п. Бросается в глаза узость их трудовых, социальных и иных связей. Весьма примечательна в этом отношении статья «Они надобны господу», напечатанная в журнале «Братский вестник».

Здесь дается объяснение, почему апостол Матфей стал учеником Христа, По словам автора, дело не в талантах и способностях Матфея, а в его послушании - «он встал и последовал за ним». Не напрасно баптисты, пятидесятники и другие религиозные сектанты любят повторять: «Кто друг миру, тот враг Богу». «Братский вестник», например, по этому поводу пишет:

«Для Господа нужны такие души, для которых интересы царствия небесного стоят на первом месте». Вместо участия в жизни общества, вместо стремления принести людям реальную пользу своими талантами и способностями - покорное выполнение поручений общины, обучение детей религии, пение в церковном хоре и т.п.



Известно много случаев, когда руководители религиозных общин запрещали детям членов общины получать высшее образование, опасаясь, что человек, получив образование, не вернется в общину, порвет с религией. Религиозное сектантство и по сей день мешает развивать и использовать способности верующего в наилучшем для него и для общества направлении.

Между тем именно от места и роли женщины в обществе в значительной степени зависит развитие социального прогресса. Ленин говорил, что «без привлечения женщин к самостоятельному участию не только в политической жизни вообще, но и к постоянной, поголовной общественной службе нечего и говорить не только о социализме, но и о полной и прочной демократии».

В нашем социалистическом обществе давно решены многие из тех проблем, над которыми бьются женщины капиталистических стран. Завоевания социализма обеспечили советским женщинам реальные права, равенство в обществе, полноправное участие в производстве, в науке и культуре, в управлении страной.

Равноправие женщин важнейшая предпосылка развития социалистического общества, основанного на принципах социальной справедливости. Коммунистическая партия и Советское правительство придают большое значение активному участию женщин во всех областях коммунистического строительства. Именно поэтому так важно последовательно и активно устранять из нашей жизни все то, что питает женскую религиозность.

И. Малахова, кандидат философских наук. «Наука и религия» №3, 1977

ссср, атеизм, церковь и общество

Previous post Next post
Up