О трибунале над Патриархом Кириллом

Apr 15, 2022 06:02


Больше 400 священников УПЦ поддержали Обращение, где призвали отдать Патриарха РПЦ под трибунал «Собора Восточных Церквей». О чем оно и что означает?

10 апреля 2022 года священник УПЦ протоиерей Андрей Пинчук опубликовал на своей странице Фейсбук обращение к «Древним Восточным Церквам» с призывом провести трибунал над Патриархом Кириллом. В нем содержатся два обвинения - в «ереси» Русского мира и поддержке войны РФ против Украины.
За несколько дней открытое письмо о. Андрея Пинчука поддержало уже больше 400 священнослужителей УПЦ, то есть почти 3% всех клириков Украинской Православной Церкви.

Кто автор и о чем письмо?
Автор Обращения - клирик Днепропетровской епархии УПЦ протоиерей Андрей Пинчук. Он является настоятелем храма Архистратига Михаила в селе Волосское, а также старостой территориальной общины сел Волосское, Ракшивка, Майорка и Червоный Садок. У него 14 детей, в числе которых и приемные. О. Андрей пользуется заслуженным авторитетом у людей и умеет твердо отстаивать свою точку зрения. Для желающих узнать о нем больше рекомендуем посмотреть передачу «Люди Церкви» Youtube-канала «Одесская епархия» или «Правда священника Андрея Пинчука» канала «Дніпро TV». А с началом войны он вывез из обстрелов тысячи людей, включая детей.


Само письмо очень длинное и изобилует обвинениями в сторону Предстоятеля РПЦ.
В тексте Обращения о. Андрей говорит о великих страданиях, которые переживает наш народ вследствие российской агрессии против Украины, приводит позицию Блаженнейшего Онуфрия и Синода УПЦ против агрессии РФ, затем - факты, которые свидетельствуют о том, что Патриарх Кирилл, по крайней мере косвенно, поддерживает эту агрессию.

Центральная часть Обращения - критика идеологии «русского мира», которую продвигает Патриарх Кирилл. Цитата: «Задумываясь над истоками позиции Русской Православной Церкви касательно войны в Украине, мы должны признать, что одним из идейных оснований этой войны стала доктрина "русского мира", которую уже много лет пропагандирует лично патриарх Кирилл».

Но суть Обращения выражена в двух абзацах, которые затеряны в массиве текста: «Мы четко заявляем о невозможности для себя дальнейшего пребывания в любой форме канонического подчинения Московскому патриарху», а также «Мы декларируем свою верность Вселенскому Православию, желание полноты нашего общения с ним и осуждаем любые попытки ограничить нашу причастность к нему».

И вот тут время выяснить - кому направлено Обращение, кто, по мнению автора представляет «Вселенское Православие» и кто должен проводить трибунал.

А судьи кто?
В самом Обращении подробно о судьях трибунала не сказано, зато о. Андрей раскрыл этот вопрос в одном из своих интервью. «Это Собор древних восточных патриархов, куда входят пять человек: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Кипрский предстоятель», - сказал священник ресурсу «informator». По его словам, технически суд восточных предстоятелей может осудить концепцию «русского мира» как ересь, то есть то, что меняет вероучение церкви и разрушает её изнутри.

Трое из пяти «древних» предстоятелей - Константинопольский, Александрийский и Кипрский - принимали самое активное участие в легализации украинского раскола и пытались уничтожить Украинскую Православную Церковь.

И здесь возникают несколько недоумений:
Трое из пяти «древних» предстоятелей - Константинопольский, Александрийский и Кипрский - принимали самое активное участие в легализации украинского раскола и пытались уничтожить Украинскую Православную Церковь.
Чем эти предстоятели лучше каких-то других - Сербского, Польского, Грузинского и прочих?
Зачем декларировать «древним» невозможность подчинения клириков УПЦ Московскому патриарху, если они и так это подчинение не признают. Упомянутая «троица» считает Украину территорией ПЦУ.
Предстоятели Константинополя, Александрии и Кипра сослужат с людьми без сана (ПЦУ) и являются сторонниками теории первенства Фанара «первый без равных», которую многие Церкви (в том числе УПЦ) трактуют как еретическую. Должны ли такие люди разбирать «ереси» кого-то другого?
Собор УПЦ от 13 ноября 2018 года из-за антиканонических действий Фанара разорвал с ним евхаристическое общение, а позже (после признания ПЦУ) - с Александрийским и Кипрским предстоятелями. А потому фраза Пинчука о «желании полноты нашего общения с Вселенским Православием и осуждении любых попыток ограничить нашу причастность к нему» воспринимается как протест против указанных действий священноначалия УПЦ. А потому - вызывает недоумение, поскольку ни к патриарху Кириллу, ни к Московскому патриархату эти решения не имеют никакого отношения.
«Русский мир» - это ересь, или нет?
До войны можно было вести дискуссии по поводу того, что такое «русский мир», что он в себе несет, какие в нем могут быть положительные и отрицательные стороны. Война нам наглядно продемонстрировала результаты применения этой идеологии и дискредитировала ее надолго, если не навсегда.

Однако нельзя отрицать, что сама идеология «русского мира» является производной от идеологии «эллинизма» (как бы мы сейчас сказали, «эллинского мира»). О. Андрей Пинчук пишет: «Идеологи "русского мира", в частности внутри Московского Патриархата, никогда не скрывали, что эта доктрина должна способствовать российскому иредентизму, то есть постепенному установлению политического контроля России над территориями, которые раньше входили в состав Советского Союза или даже еще Российской империи».

Но ведь это не что иное как повторение византийского нарратива о том, что все народы, принявшие христианство вместе со своими правителями, являются подданными византийского императора. И византийские элиты искренне так считали.

К тому же, концепция «русского мира» возникла не у Патриарха Кирилла, а еще в XI в и изначально применялось в отношении Киевского государства: «Не только в Риме, но и повсюду: и в Херсоне и ещё в русском мире» (Слово на обновление Десятинной церкви великого князя Киевского Изяслава Ярославича).

Как общественно-политическая доктрина, концепция «русского мира» не может быть ересью, так как ересями могут быть только религиозные учения. Понимая это, о. Андрей говорит о проекции этой доктрины на православную экклезиологию. Цитата: «Однако, мы, православные священники, хотим обратить особенное внимание на те аспекты доктрины "русского мира", которые непосредственно касаются учения о Церкви. В частности, патриарх Кирилл настойчиво отождествляет "русский мир" с так называемой "канонической территорией" Русской Православной Церкви». Но достаточно обратиться к Уставу РПЦ, чтобы увидеть, что каноническая территория РПЦ не связывается с понятием «русского мира». Например, таковой территорией в Уставе объявляется Япония и Азербайджан, которые уж точно к «русскому миру» не относятся.

Таким образом, с обвинением Патриарха РПЦ в распространении ереси «Русского мира» согласиться нельзя, по причинам, описанным выше.

Какова цель Обращения?
В конце Обращения о. Андрей формулирует требования:
Осудить агрессию РФ.
Призвать Путина прекратить войну.
Дать оценку заявлениям Патриарха РПЦ.
Дать оценку доктрине Русского мира и лишить патриарха Кирилла права занимать патриарший престол.
Честно говоря, требования не особо убедительны. Первые два уже воплотил Блаженнейший Онуфрий и Синод УПЦ - они и осудили агрессию, и призвали Путина прекратить войну. Ну а требование лишить патриарха Кирилла престола вызывает только недоумение. Если о. Андрей не желает иметь с Московской патриархией ничего общего - то какая разница, кто будет сидеть на патриаршем престоле - Патриарх Кирилл, или кто-то другой?

Есть и еще ряд недоумений. Почему священники, которые столь ревностно заботятся об истинно православном учении о Церкви, обращаются с подобным заявлением не к своим правящим архиереям, не к Священному Синоду УПЦ и даже не к Собору епископов УПЦ, а к предстоятелям других Церквей? Да еще и тем, с кем твоя Церковь разорвала евхаристическое общение, причем, исключительно по вероучительным причинам? Разве это не является грубейшим нарушением не только догматического учения о Церкви, но и целого ряда канонических правил, которые регламентируют разрешение споров между клириками и иерархами?

Ну и самая ключевая фраза Обращения, про «невозможность для себя дальнейшего пребывания в любой форме канонического подчинения Московскому патриарху».

Заметим, говорится не о том, что УПЦ должна выйти из юрисдикции РПЦ и стать автокефальной, а что священники, поддержавшие Обращение, лично не могут оставаться в «каноничном подчинении Московскому патриарху». Тут нет слов, что нужно сохранить единство УПЦ, что нужно оказывать послушание Блаженнейшему Онуфрию и священноначалию УПЦ, что вопрос «канонического подчинения» необходимо решать соборно и так далее. Нет никакого декларирования верности своей Церкви.

Уйти от Кирилла, чтобы прийти к кому?
Один из самых эффективных способов заставить человека делать то, что хочет манипулятор - это использовать психологическую травму человека. Любой психолог это прекрасно знает. Мы все сейчас в Украине имеем огромную психологическую травму от того, что происходило в Буче, Бородянке других городах, от того, что сейчас происходит в Мариуполе, Изюме и так далее. У духовенства на все это накладывается травма от фактического одобрения действий РФ со стороны священноначалия РПЦ.

И вот предварительно разбередив эту сердечную рану, священникам УПЦ предлагается сделать совершенно нелогичный поступок - обратиться через головы своих архиереев, Синода УПЦ, Блаженнейшего Онуфрия и Собора епископов к несуществующему трибуналу «древних», который большей частью состоит из людей, нарушивших каноны Церкви.

Половина требований трибунала уже выполнена священноначалием УПЦ, вторая половина - это признание ересью того, что ересью быть не может и «увольнение» Патриарха Кирилла. Вот и все в сухом остатке. Ради чего все это действо? Ради того, чтобы досадить плохому патриарху?

Если до соборных решений о статусе УПЦ кто-то «выходит» из «канонического подчинения Московскому патриарху», значит он входит в каноническое подчинение кому-то другому.

Церковь так устроена, что ее клирики не могут быть в канонической изоляции. Если до соборных решений о статусе УПЦ кто-то «выходит» из «канонического подчинения Московскому патриарху», значит он входит в каноническое подчинение кому-то другому. Кому? Вариантов немного: или Варфоломей, или Сергей Думенко.

В спокойном состоянии духа вряд ли кто согласился бы пойти на такой шаг, но сейчас особые обстоятельства, сейчас мы все переживаем серьезные психологические потрясения, а значит нужно «ловить момент».

Поэтому, при всем уважении к протоиерею Андрею Пинчуку, при всем признании его заслуг, необходимо сказать, что данное Обращение направлено не столько против Патриарха Кирилла, сколько против единства УПЦ, ее священноначалия и Блаженнейшего Онуфрия. Ведь священники, его подписавшие, уже сделали шаг против официальной позиции УПЦ, что дальнейшая каноническая судьба Церкви должна решаться только соборно и только после завершения войны. Позиции очень разумной, взвешенной и полностью отвечающей учению о Церкви, о котором в Обращении так много говорится. УПЦ переживает очень тяжелые времена. Она борется за то, чтобы просто существовать. С одной стороны ее физически уничтожают российские войска, с другой - национал-радикалы и местные власти, и вот теперь пошли усилия расколоть ее изнутри. Все повторяется. Как писал апостол Павел: «…беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии» (2Кор 11:26).

Остается надеяться, что возмущение против действий и слов Патриарха Кирилла не приведет украинских священников к предательству УПЦ и ее Предстоятеля Блаженнейшего Онуфрия.
https://varjag2007su.livejournal.com/9230890.html

клерикализм, на злобу дня, межконфессиональные распри, церковь и общество

Previous post Next post
Up