Фирс Журавлев."Купеческие поминки". 1876 г.
Забыли зачем собрались, да. Уже и пляшут. На заднем плане - пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли уже? Штоф - около 1,23 литра водки, так что танцы не удивляют. Причем поминки в православии - мероприятие религиозное и трапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом - два попа с длинными волосами. В происходящее не вмешиваются, но добро хоть сами трезвые.
А вот этот их коллега - уже не совсем.
Николай Неврев."Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие". 1866 г.
А тут - и вовсе все перепились (самый классный - мужик в центре, в рубище и с иконой вверх ногами).
Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасху". 1861 г.
Василий Пукирев. "Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда". 1868 г.
Основы православной культуры, да.
Николай Орлов. "Освящение водочного магазина". 1904 г.
Владимир Маковский. "Освящение публичного дома". 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.
На Святой Руси освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:
Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1864 г.
Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.
Ниже более поздний вараинт этой картины:
Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1882 г.
На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) - уже не слегка.
После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они еще и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа??
виа