Знаменитый русский художник Павел Филиппович Яковлев в своих работах стремился не просто продемонстрировать страдания народа, но и показать виновников этих страданий. Особенно от Яковлева доставалось духовному сословию.
Одним из ярчайших примеров критики Павлом Яковлевым духовенства стала знаменитая картина "В тихой обители" (1892 год). Выполнена картина строго в рамках бытового жанра. Несмотря на столь мирное название, картина изображает совершенно дикий, вопиющий случай и отличается отменной экспрессией.
Художник выступает в качестве дотошного рассказчика, наглядно показывая зрителям скандал, разразившийся в стенах монастыря.
Итак, на картине мы видим двух женщин, схлестнувшихся в жестокой драке. Одна из женщин - монахиня, вторая - светская дама, а, скорее всего, дама полусвета, то есть, проститутка.
Не секрет, что в те годы жители монастырей нередко прибегали к услугам женщин с низкой социальной ответственностью. Судя по всему, монахиня приревновала женщину к священнику.
Монахиня повалила светскую даму на пол и лупит ее зонтиком - очевидно, отобранным у соперницы. Светская дама не сдается и тянется к глазам монахини острыми ухоженными ногтями.
Неподалеку валяется упавшая с головы дамы шляпа с перьями. Лицо монахини пышет искренней яростью, мало совместимой с христианским смирением.
За дракой с явным интересом наблюдают шесть человек. Это настоятель монастыря, сидящий за столом в своем кабинете, монах, два священника и два мальчика-послушника. Никто и не думает разнимать дерущихся женщин - очевидно, что подобное зрелище внесло некоторое разнообразие в скучное существование монастырских жителей.
Один из священников - толстопузый представительного вида мужчина с окладистой рыжей бородой и в светлом одеянии, очевидно, и является причиной драки. На его лице застыла самодовольная улыбка, как бы говорящая: "Смотрите, какой я удалец, из-за меня бабы бьются".
Мальчики-послушники смеются, толстопузый пожилой священник что-то говорит дерущимся, очевидно, увещевает их.
За большим окном, расположенным справа, видна церковь. В окно бьют лучи солнца, и падают они как раз на дерущихся женщин.
Потолок над головами персонажей картины символично покрыт трещинами - художник таким образом подчеркивает, насколько расшатаны моральные устои духовенства.
(Цы.)