Почему народ ненавидел Церковь?

Feb 08, 2021 07:18

Оригинал взят у
boiling_teapot в Почему народ ненавидел Церковь?
В последнее время я постоянно натыкаюсь на факты, говорящие о ненависти простого народа к Церкви, к "попам" незадолго до и сразу после революции. В позднее советское время эта неприязнь выродилась скорее в легкое презрение к "необразованным, несовременным, замшелым" верующим. Священники как-то не выделялись из этой серой массы. Совсем не то мы наблюдаем в околореволюционное время. Градус ненависти просто поражает.
Давайте вспомним пару стихотворений Маяковского о патриархе Тихоне. Например, в стихотворении «Когда мы побеждали голодное лихо, что делал патриарх Тихон?» поэт пишет:
Тихон патриарх,
прикрывши пузо рясой,
звонил в колокола по сытым городам,
ростовщиком над золотыми трясся:
«Пускай, мол, мрут,
а злата -
не отдам!»

В другом стихотворении под названием "О патриархе Тихоне. Почему суд над милостью ихней?" Маяковский выражает извечные претензии народа.
Известно:
царь, урядник да поп
друзьями были от рожденья по гроб.
Урядник, как известно,
наблюдал за чистотой телесной.
Смотрел, чтоб мужик комолый
с голодухи не занялся крамолой,
чтобы водку дул,
чтобы шапку гнул,
Чуть что:
- Попрошу-с лечь… -
и пошел сечь!
Крестьянскую спину разукрасили влоск.
Аж в российских лесах не осталось розг.
А поп, как известно (урядник духовный),
наблюдал за крестьянской душой греховной.
Каркали с амвонов попы-вороны:
- Расти, мол, народ царелюбивый и покорный! -
Этому же и в школе обучались дети:
«Законом божьим» назывались глупости эти.
Учил поп, чтоб исповедывались часто.
Крестьянин поисповедуется,
а поп -
в участок.

Как известно, в петровское время священники были обязаны доносить о неблагонадежных настроениях и тем более о планах бунта. Не знаю, как с этим обстояло дело перед революцией, но крестьяне попам уже не верили.

Другим популярным в среде, по крайней мере, интеллигенции, обвинением в адрес Церкви было ее поистине странное молчание о преступлениях помещиков. Кажется, Герцен упоминал об этом в своих произведениях. Во всяком случае, он считал "византийскость" Церкви повинной в усмирении народа под ярмо властей. "Какой же народ из принявших православие, начиная с IV века и до наших дней, цивилизовала она или эмансипировала? Быть может, это Армения, Грузия или племена Малой Азии... Восточная церковь проникла в Россию в цветущую, светлую киевскую эпоху, при великом князе Владимире. Она привела Россию к печальным и гнусным временам, описанным Кошихиным, она благословила и утвердила все меры, принятые против свободы народа. Она обучила царей византийскому деспотизму, она предписала народу слепое повиновение..." (А.Герцен, том VII, стр.233)

Еще одна причина не очень-то хорошего отношения простого народа к попам - их сравнительное богатство на фоне повального обнищания народа, особенно во время первой мировой войны, накануне революции. Достаточно вспомнить Пушкинскую "Сказку о попе и работнике его Балде", народную сказку "Как поп работницу нанимал". Даже Некрасов, которого вроде бы не заподозришь в нелюбви к крестьянам, вынужден защищать перед читателем своей поэмы "Кому на Руси жить хорошо" сельского попика, как такого же бедного представителя народа, как и его прихожане. По мнению одного из героев поэмы, Луки:
Дворяне колокольные -
Попы живут по-княжески.
Идут под небо самое
Поповы терема,
Гудит попова вотчина -
Колокола горластые -
На целый божий мир.
Три года я, робятушки,
Жил у попа в работниках,
Малина - не житье!
Попова каша - с маслицем,
Попов пирог - с начинкою,
Поповы щи - с снетком!
Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная,
Пчела попова сытая,
Как колокол гудет!
Встречный поп искателей истины разубеждает, говоря, что "деревни наши бедные", крестьянин "и рад бы дать, да нечего", работы зато у священника много, порой разъездной, а выгоды никакой. И уважения нет со стороны тех же крестьян:
"Теперь посмотрим, братия,
Каков попу почет?
Задача щекотливая,
Не прогневить бы вас?..
Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?
Чур! отвечать на спрос!"
Смущенные ходоки кивают на родителей, мол, "по ним" так называют священное сословие, как издавна привыкли.
А теперь давайте посмотрим на современную ситуацию. Ничто не кажется вам знакомым? Каковы вкратце претензии "простого народа" к попам?
1. Попы слишком богатые - "зажрались", "раскатывают на мерседесах", "поборы в храмах".
2. Церковь молчит, ничего не говоря о преступлениях власти и иже с ней. О. Всеволода Чаплина брать не будем в качестве примера, он скорее антипример.
3. Как и раньше, священников обвиняют в сращивании с властью, создании "опиума для народа", чтобы тот не бунтовал.

А каков же вывод? Вывод очень грустный, господа.
Легче всего заявить, что это всего лишь преемственность пропаганды, либо же греховность людей, что примерно одинакова во все времена. Хуже всего то, что дыма без огня не бывает, и что-то в поведении и мировоззрении православных священников и мирян послужило основанием тогдашних и нынешних обвинений.
Церковь в массе своей так ничего и не поняла. Недостаточно оказалось страшных событий XX века, гонений, жуткой войны, психушек и просто презрения. Снова и снова с достойным лучшего применения упорством наступаем на те же грабли. Страшно представить, что еще остается сделать Господу с нами, чтобы мы опомнились. Чтобы перестали собственное благополучие, богатство, удовлетворение личного или государственного тщеславия ставить выше христианских ценностей.

клерикализм, экскурс в историю, россия, основополагающие понятия, рассуждения, авторитет церкви, церковь и общество

Previous post Next post
Up