Герои атеистического фронта-4

May 10, 2020 06:52

Илья Петрович Бородин стал первым отреченцем из состава духовенства Оренбургской епархии. Он родился в 1929 г.
Как он признавался в своей брошюре: «А между тем последние три года учебы в школе я вел замкнутый образ жизни. Пропускал занятия без уважительных причин, плохо готовился к урокам, отказывался от общественных нагрузок. В общем я решил готовить себя к другой “загробной” жизни».
Илья Бородин был поглощен мощной волной послевоенной патриотической клерикализации и стал постоянным посетителем храма. Во время богослужений вставал в церковный хор. В 1947 году в составе группы молодых людей едет в Москву для поступления в духовную семинарию, но ввиду слабых знаний по конкурсу не проходит. Вернулся в Оренбург, где-то принял тайный постриг в монашество под именем Германа, стал послушником архиепископа Мануила. В 1949 году епископ Борис направляет его в открывшуюся Саратовскую духовную семинарию. К лету 1952 года Бородин оканчивает семинарию и как инок Герман просит о рукоположении его в иеромонаха, т. е. безбрачным. Для усиления своей просьбы представляет медицинскую справку о половом бессилии. Патриарх Алексий не признает загадочного пострижения в монашество И. Бородина и приказывает подвергнуть его двухгодичному испытанию. Его зачисляют в Собор псаломщиком и иподьяконом. Бородин был обескуражен такой резолюцией Алексия, быстро забывает о своей медицинской справке и через шесть месяцев женится, а в сентябре 1953 у него рождается сын Илья.


При епископе Михаиле ходатайство было наконец удовлетворено патриархом и 27 сентября 1954 года И. Бородин был рукоположен во священники и назначен на второе место в Медногорск. Через год из-за обострения отношений с настоятелем прихода был переведен в Покровский молитвенный дом Орска. Затем поменялся местами с о. Максимом и был переведен снова в город Медногорск настоятелем Никольского храма. Однако часто приезжал в Орск проведать своего бывшего сослуживца отца Алексея Левшина и о. Александра Соседкина.
В 1958 году у Ильи возникли резкие отношения с церковным советом и вторым священником. Начались взаимные жалобы. Епископ Михаил в августе 1958 года был вынужден снять Бородина с настоятельства и перевести третьим священником в город Бугуруслан. Вероятно, там он и занялся «критическим изучением Библии» и стал читать книги и в них «находил исчерпывающий ответ на вопросы, которые волновали» его.
Бородин пишет такие слова: «После окончания семинарии я имел достаточно времени, чтобы в спокойной обстановке наедине с собой поразмыслить над христианским вероучением и Священном писании. И чем больше я размышлял, тем яснее становилось, что нельзя верить тому, с чем не согласен разум. При внимательном, вдумчивом чтении Библия оказывается книгой, полной вопиющих нелепиц и противоречий». Далее на пяти листах излагается критика христианства, взятая из разных атеистических книг. Затем следует вывод: «И мне стало окончательно ясно, что верить можно только науке, которая стремится к подлинной правде, а не к религии, которая основана на мифах, вымыслах. К такому выводу пришел я в результате длительных, порой мучительных раздумий, в результате сопоставления религиозных книг, учения Церкви с данными современного естествознания, с поразительными по силе и глубине логики философскими основами марксистско-ленинской науки... Придя к такому выводу, я должен был решить и вопрос о своем священном сане, об отречении от Церкви, об отношении к ней. Будучи на приходе, я убедился, что роль священника не только вредна, ибо она сводится к затемнению сознания, но и унизительна для него самого. Миссия священника ныне - это миссия шута, призванного развлекать людей с отсталыми взглядами... Даже верующие смотрят на своего пастыря, как на развлекающего их шута...
Решение порвать с Церковью и сложить с себя сан священника созрело во мне не в один день, а подготовлялось в течение ряда лет, как уже говорилось, в результате длительных и подчас тяжелых раздумий. Однако, лгать перед верующими я не мог и последние года три совсем не выступал с проповедями, так как не хотел проповедовать то, в чем сам сомневался... Должен признаться, что только сложив с себя сан священника, я впервые за много лет начал спокойно спать, так как совесть моя стала чиста перед людьми и перед самим собой. Только теперь я по настоящему познал радость жизни».
В 1960 году выступил с печатным отречением от церкви в газете.
Переехал в Оренбург, был зачислен рабочим на завод «Автозапчасть», получил отдельную квартиру в новом доме. Вступил в общество «Знание», активно выступал в клубах, школах, садах, парках по всем населенным пунктам области с лекцией: «Почему я снял с себя сан священника».
В феврале 1963 года Оренбургское книжное издательство выпустило брошюру И.П. Бородина «Перед судом совести» - 32 стр. Редакционное предисловие сообщает, что «Автор этой брошюры бывший священник. Он рассказывает, как попал в поповские тенета и сделался активным служителем церкви. Однако, в душе молодого человека постепенно созрел внутренний протест против всего того, чему он служил. Его совесть больше не позволяла ему находиться там, где под внешним покровом таинственности царит мрачная атмосфера обмана, лицемерия и стяжательства. Автор рассказывает, как порвал с эти миром, сложил с себя сан священника и обрел новую жизнь».
Закончив в 1968 году историко-филологический факультет Оренбургского государственного педагогического института, работал учителем-почасовиком в школе, затем на заводе «Гидропресс» контролером, иногда ездил по области с лекцией на тему «Почему я отрекся от религии» (до 1970 года). Был жив еще в 1973 г.

ссср, атеизм, экскурс в историю

Previous post Next post
Up