Ильенков

May 19, 2013 14:38

"Сравнивая представление с вещью, мы сравниваем однородные предметы, ибо представление - тоже вещь, только находящаяся в толще коры нашего мозга как состояние этого мозга, вполне материального, телесно-природного органа."

Ильенков, "Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии"

Вот он, материалистический перекос диалектики диамата.

Диалектика должна быть не "материалистической" и не "идеалистической", а должна указывать на то, каким образом материальное и идеальное тождественны.

Но идеологически детерминированный материалистический перекос в диамате приводил к таким вот странным, если не сказать комичным тезисам, что состояние вещи Икс - это другая вещь, вещь Игрек внутри вещи Икс, в "толще" вещи икс.

Это как если бы мы сказали, что жидкое агрегатное состояние воды - это вещь, находящаяся в толще этой воды.

Материализм требует, чтобы мысль и представления были признаны материальными вещами, а следовательно находящимися в том же пространстве протяженности и ощутимости, что и чувственно-ощутимые материальные вещи. А следовательно - чтобы они могли быть взвешены, измерены и так далее. Найди представление о ботинке в толще коры головного мозга и вырежи его.

Либо "в толще", либо "как состояние". Либо вода жидкая, либо жидкость воды - это вещь в толще воды.

В то время, как истинная, полная, диалектика должна была бы сказать, что идеи - это единственный способ существования материи, а материя - это единственный способ существования идей. Что все в этом мире, ЧТО существует - это материя, а все, КАК оно существует - это идеи.

А в разуме человека они могут отделяться. У нас "в голове" присутствуют идеи вещей, которые не присутствуют у нас в голове. Мы можем думать о ботинке, хотя ботинка у нас в голове нет. И это не субъективная психологическая иллюзия, а, если угодно в "материалистической" терминологии - объективная стадия развития "материи".

Ильенков:
"«материальные условия» акта созерцания и мышления находятся вовсе не только и даже не столько под черепной крышкой индивида, а прежде всего вне ее. "

То есть материальным условием мышления выступает наличие объекта мышления вне его самого.

Ильенков - глубочайший философ, лучше многих, если не всех вообще (за все время во всех местах) понявший логику диалектики Гегеля и Маркса.

Но вера в приоритет чувствуемого перед мыслимым (эта вера и есть материализм - "действительно и истинно то, что я могу пощупать, а не то, чья действительность и истинность выступают как необходимые в мышлении") ослабляет его философию.

С другой стороны, его травили даже за тот выход к полной, целостной, не отягощенной перекосами диалектике, которая содержится в его текстах. Если бы он провозгласил, что мол диалектика не должна быть "материалистической", то он бы потерял всякую возможность публиковаться как философ.

С другой стороны, очевидно, что как раз Ильенков искренне и твердо верил в материализм, он защищает его где только может и проводит как только может.

"Заблуждение, следовательно, начинается только там, где ограниченно верному способу действий придается универсальное значение, там, где относительное принимают за абсолютное."

Это то, как Ильенков понимает Спинозу. Глубокое, верное понимание.

Материализм абсолютизирует одну сторону диалектики - чувственное, "материальное". Принимает относительное (в диалектике материальное выступает только как идеальный момент диалектики и в этом самом по себе есть ирония) за абсолютное.

Чисто православное определение заблуждения. Принять тварь за Творца, а точнее конечную и преходящую вещь за Абсолют.

Ильенков веровал в материю как в Бога, но ни к чему хорошему его эта последовательная вера не привела.

История СССР, Богословие, Диалектика

Previous post Next post
Up