Nov 07, 2012 06:55
В "Факрасисе" святой Григорий Палама говорит о трех видах богословия - катафатическом (строящемся на утверждения о Боге), апофатическом (строящемся на отрицаниях того, чем Бог не является) и таинственном гиперохическом богословии - строящемся "по превосходству" над созданиями, которые только "являют силу, искусство и премудрость Бога, но не сущность".
"...Бог - и выше таковых, и не является чем-либо из таковых, но [мыслится] по превосходству [над таковыми]: ибо существует катафатическое, апофатическое и гиперохическое богословие, но они не противостоят друг другу. Если же кто дерзнет отрицать один вид богословия, прибегая к другому, как это случилось с вами, то запутается во всяком нечестии. Итак, Бог выше этого, но и этим также является по истине, хотя конечно сверхприродно"
Цитирую отсюда:
Георгий Факрасис. Диспут святого Григория Паламы с Григорой Философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров. Пер. с древнегреческого Д.А. Поспелова; отв. ред. Д.С. Бирюков. - Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеймонова Монастыря, Москва, 2009. - 200 с. Цитируемое располагается на страницах 57-59.
В этом месте я впервые увидел упоминание о гиперохическом богословии. Я не знал, что это такое и в инете нигде про это не написано. У меня были мысли и догадки, но я не осмеливался довериться им, пока, наконец, не прочел следующее в "Триадах в защиту священнобезмолствующих":
"Но сам себя превосходит не только ангельский ум, а и человеческий ум, когда становится подобен ангелам бесстрастием, значит он тоже может прикоснуться к Божьему свету и удостоиться сверхприродного богоявления, сущности Божией конечно не видя, но Бога в Его божественном проявлении, соразмерной человеческой способности видеть - видя. И не отрицательно [апофатически], потому что ведь видит же, а сверх отрицания, потому что Бог выше не только знания, но и непознаваемости, как и Его проявление поистине тоже сокровенно".
Триада I 3.
(Цитируется отсюда: Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих/ Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. - М.: Канон, 1995. Страница 62)
После прочтения этого отрывка, стало совершенно ясно, что такое гиперохическое богословие: это богословие, в котором постулируется отрицание отрицания и через это - синтез и превосхождение антиномии катафатического и апофатического богословия. Ведь это по сути методическое (но не субстанциальное) отрицание апофатического богословия, которое является отрицанием само по себе. Гиперохическое богословие превращает дуализм катафатического и апофатического богословий в диалектическую триаду, объединяя противоположности и снимая их антиномию, выходя на бесконечные категории, синтезируя противоположности.
Этим с одной стороны хотелось бы защитить диалектику от тех, кто видит в ней лишь пустые умствования Гегеля, а с другой стороны - показать тем, кто уважает лишь Гегеля (точнее лишь светскую философию вообще), как много глубокого, неизведанного и малоизвестного содержится в православном богословии.
Богословие,
Диалектика