(no subject)

Jun 04, 2024 17:44

Тут недавно хозяин ЖЖ kizaki-gamrin.livejournal.com обвинил меня в сциентизме и сказал, что я не православный.

(Предыстория: по его мнению я не православный если не признаю что-то из каких-то мыслей про историю (я бы написал что это его мысли, но он говорит, что это чужие мысли и что он их публикует не проверяя, поэтому ему не надо предъявлять, он может что угодно публиковать, любую чушь и не смей с ним спорить).

По его мнению Официальная Наука (история) врёт и несовместима с Ветхим Заветом, такие дела. Он то ли сторонник, то ли не сторонник (не поймешь, он репостит потому что сторонник или еще по какой-то мутной причине) каких концепций странных альтернативных историй человечества - какие-то абревиатуры ЛАИ и ДВЦ, фиг поймешь что они значат, но для него они сводятся к тому, что:

- он думает что древние люди не умели делать ровные каменные блоки (ну не знает про палеолит человек, ни про зубило, ни про шлифование, ни про микролиты, ну что делать)
- он думает что древние люди не могли в астрономию
- он думает что пирамиды это Древние Высокотехнологичные Устройства.
- он верит в Китайские Пирамиды)

Ну в общем, предпочитает человек верить в чушь и репостить фантазии без обоснований и подтверждений, ну ладно.

Но он меня обвинил в сциентизме и в том, что я не православный, потому что не признаю что-то научное или антинаучное.

И тут я вспомнил, что об это писал Григорий Палама. Искал в книжке и нашел. Далее я буду цитировать "Триады в защиту священно-безмолствующих", Москва, Канон, 1995 г выпуска, буду давать страницы:

[Науки кроме богословия Григорий Палама называет "внешней премудростью" или "внешней наукой", философию - "эллинской мудростью" и так далее]

С. 21: "Поэтому мы не мешали бы обучаться внешней науке желающим из тех, кто не избрал монашеской жизни, но всю жизнь заниматься ею никоим образом не советуем никому, а ожидать от нее каких-либо точных познаний о божественных предметах и вовсе запрещаем, потому что от нее нельзя научиться ничему надежному о Боге".

с. 36: (цитата Паламы из Василия Великого) "Мы обнаружили два смысла, обозначаемых словом "истина": один - постижение того, что ведет к блаженной жизни, другой - верное знание относительно чего бы то ни было из вещей этого мира. Истина содействующая спасению живет в чистом сердце совершенного мужа, который бесхитростно передает ее ближнему, а если мы не будем знать истину о земле и о море, о звездах и об их движении и скорости, то это ничуть не помешает нам получить обетованное блаженство"

с. 121: "Какое дело боготворческой премудрости до всей истины о звездах?"

Таким образом, вот учение, изложенное святым Григорием Паламой, которое четко формулирует православное отношение к наукам: ортогональность.

То есть что бы там ни доказывали (опровергали) науки, это никак не истина о Боге и на то, православные мы или нет - не влияет.

Значит, человек может верить в то, что пирамиды это Древние Высокотехнологичные Устройства, а может - что это гробницы. И тот и другой могут быть православными.

То же самое относится к любой научной версии древней истории. То же самое относится ко всем наукам. Можешь думать, что земля плоская, квадратная, шарообразная, это никак не мешает быть православным.

Никакое научное утверждение Х или противоположное ему научное утверждение ¬Х не может сделать человека неправославным при соблюдении следующего условия:

С. 154: "Мы стало быть готовы признать, что с помощью внешних наук действительно можно найти истинные законы сущего; будем также считать, что эти законы согласуются с истинами, открытыми нам в божественном Писании, и потребуем только одного - веры в единого врачевателя духов Христа".

Про злую "мудрость-безумие", которая идет от эллинских бесов там тоже есть:
о Платоне с. 19-20:
"И даже если кто из отцов говорит то же, что внешние философы, совпадение только в словах, в смысле же разница велика: у одних, по Павлу, «ум Христов» (1 Кор. 2, 16), а другие вещают от человеческого рассудка, если не хуже. «Насколько небо далеко от земли, настолько мысль Моя далека от мыслей ваших», говорит Господь (Ис. 55, 9). Да если бы даже эти философы в чем-то и совпали с Моисеем, Соломоном и теми, кто им верен, то что бы выгадали? Кто из нас, имея здравый ум, скажет, что они научились этому от Бога, когда даже еретиков, соблазнившихся после Христа, никто не назовет учениками Бога за то, что они извратили не всю узнанную от Церкви истину? «Всякий дар, нисходящий свыше от Отца светов, совершенен», сказал ученик Света (Иак. 1, 17); и если святой принимает эти живые дары не уродливыми, то неужели сам сделает их такими? Впрочем, даже живой урод все-таки живой; а бог, творящий не из ничего, не существовавший прежде наших душ и прежде так называемой у них безобразной материи, или даже, вернее, материи, от своего внутреннего колыхания приобретающей образ, хотя и не упорядоченный, - какой он бог?"

Таким образом, пока наука остаётся наукой и не судит ничего о Боге и о душах (это в вину Палама вменяет Платону и его философии, как видно из предыдущего абзаца), то это он называет "обессмысленной философией внешних мудрецов", думать в соответствии с которой - вредно, эта "безумная мудрость", "сама по себе несет безумие".

Таким образом, все, что просто "о звездах и их скоростях" и о вещах мирах сего - эти эмпирические науки несут "не больше знания, чем незнания" (с.8), но в общем человек может стоять в отношении эмпирических наук ("знание относительно чего бы то ни было из вещей этого мира") на любой позиции и это, по Паламе, никак не влияет на то, православный он или нет. Когда же человек делает неверные выводы о Боге или душе - то тут уже он философствует по образцу "безумной мудрости", это вредно и безумно.

Но главное - что знание истин "относительно чего бы то ни было из вещей этого мира" не приближает к божественной Истине, а их незнание - не отдаляет.
Previous post
Up