к вопросу о переводах

Apr 19, 2024 15:05

Если вы тоже считаете, что философию стоит читать только в оригинале, а на переводы полагаться нельзя ни в коем случае, то все нижеследующее можете не читать, ничего нового не найдете ( Read more... )

Философия, Гегель, Диалектика

Leave a comment

в защиту Канта babeuf April 24 2024, 21:25:27 UTC
Хотелось бы всё же защитить Канта, так как с одной стороны о нём в заметке речь вроде и не идёт, но зато упомянуто «кантианство» (причём не какое-то конкретное, поэтому не понятно кому именно оппонирует уважаемый автор, видимо Гартманн, если я правильно понял), которое якобы утверждает, что: «…есть какая-то реальность (более того - ИСТИННАЯ реальность) за пределами познания…». Так вот, наверняка, в истории мировой философской мысли можно найти индивида, который бы интерпретировал Канта таким образом… Единственная проблема состоит в том, что сам Кант так никогда не думал. Ни в первом издании КЧР, ни во втором.

Весь основной полемический посыл Канта направлен против метафизических построений рационалистов, вроде Лейбница или Спинозы. Если мы рассмотрим «тот самый» стол, о котором говорится в посте, то для Канта стол, как явление, нам вполне доступен и в его познании нет никакой эпистемической проблемы. Для нас он выступает как явление, так как существует в пространстве и времени. Вопрос лишь в том исчерпывающие ли наше познание стола как явления, или за ним ещё есть «вещь в себе». И, согласно позиции Канта, мы этого знать не можем: не знаем, существует ли она, возможна ли она, не знаем сколько их (ибо категории существования и возможности применимы лишь к явлениям, а не к вещам в себе). Но при это мы и не можем утверждать, что за столом, как явлением, не стоит некоторая вещь в себе.
А не можем мы этого делать, так как несовершенен наш категориальный аппарат, ибо он годится только вещей, которые, так сказать, живут в пространстве-времени, или являются «предметом возможного опыта», как выражается сам Кант.
В этом смысле никакой «истинной реальности» за пределами познания Кант не усматривает, он вообще отказывает нам в праве осмысленно говорить о том, что находится за этими пределами. Конечно, можно вспомнить о принципе "бритвы Оккама", или привести иные соображения в пользу отказа от "вещи в себе", как концепции, но здесь я хотел бы просто уточнить позицию самого Канта, не осуждая и не соглашаясь с ним.

Поэтому вопрос о «предмете» и «объекте» выходит далеко за пределы контекста конкретных статей и переводов. А именно, он выводит нас на вопрос о природе понятий, об их онтологическом статусе и влияния этого статуса на нашу метафизику в целом.
Я бы лишь обратил внимание на то, что крайне сложным является момент с системой доказательств в пользу того, что понятия имеют некие фиксированные значения. Технически, нам как мыслящим существам, ничто не мешает присваивать определённому термину значение, которое будет верным в каком-то множестве контекстов. Вопрос как построить доказательство того, что это значение будет таким же на любом множестве контекстов? Или всё же понятие всегда контекстуально, в том смысле, что мы всегда извлекаем его из контекста. Поэтому-то в одном случае лук - это оружие, а в других - это растение, и никакого понятия лука вообще - нету?
Это вообще старый спор о статусе универсалий, и меня, лично, не устроил ни один ответ, который я находил.

Но это только одна из проблем.

Вторая - более фундаментальная, как мне кажется: это проблема границ нашего познавательной способности. В этом плане, мне видится, что примеры со столом или рудой не удачные, так как они (стол и руда) легко попадают в «предметы возможного опыта» в кантовской терминологии.
И тем не менее даже здесь есть неясность. То что мы узнали, что вот это штука - кусок руды, легко (ну или не очень легко) удостовериться в опыте. Но далеко не с каждым предметом, опыт возможен. И, более того, чёткая классификация не всегда возможна, особенно на ограниченном объёме экспериментального материала. Как мы узнаем что нечто, что мы классифицировали по типам 1, 2, 3 не есть наша неточность, результат когнитивного искажения, а таково, так сказать, объективное положение дел? Может на самом деле 3 тип это лишь разновидность 2-ого?
Иными словами, как отделить фантазию о вещи от понятия вещи? Ведь мы не застрахованы от того, что фантазия может вкрасться в наше понятие о вещи в процессе познания?

И это ещё уровень относительно простой, если мы захотим продвинуться в область хотя бы metaphysica generalis, то там, как мне кажется, проблемы будут не просто множится, они будут расти экспоненциально.

Reply


Leave a comment

Up