Демократия и ксенофобия

Aug 06, 2010 17:08


Согласно распространенной теории этнические и религиозные конфликты прекращаются с моментом наступления демократии, глобализации и эры макдональдсов. Чем больше макдональдсов, тем меньше войн. Последний тезис был опровергнут два года назад.

Что касается этнических конфликтов и ксенофобии. В 2003 году вышла книга Эми Чуа (Amy Chua) "Мир в огне" (World on Fire), где автор описывает ситуацию в восточноазиатских странах. Она говорит о меньшинствах, господствующих на рынках - более торговых и предприимчивых общинах (в этом случае это китайцы), которые опираются на соотечественников и родственников при построении бизнеса и занимают большую часть сферы бизнеса в той или иной стране. По словам автора, с ростом демократизации обществ все больший гнев обрушивается на представителей меньшинств.

Фрагмент из рецензии:
Что такое «межэтническая напряженность», Эми Чуа, американке китайского происхождения родом с Филиппин, довелось узнать задолго до того, как она начала изучать экономику развивающихся стран. Принадлежа по рождению к «малочисленному, но предприимчивому меньшинству» (составляющему всего около одного процента населения Филиппин, но контролирующему по меньшей мере 60 % частного сектора экономики страны, включая крупнейшие авиакомпании, банки и отели), она с детства знала о пропасти, отделяющей филиппинских китайцев от коренных островитян. «…Миллионы филиппинцев работают на китайцев, и почти никто из китайцев не работает на филиппинцев… За вычетом горстки коррумпированных политиков и нескольких испанских аристократических семейств, все филиппинские миллиардеры - китайского происхождения. Зато всю черную работу выполняют филиппинцы. Все крестьяне - филиппинцы. Все домашние слуги, а также все нелегально проживающие - тоже филиппинцы… Мои родственники, - продолжает Чуа, - живут в буквальном смысле отгороженные стеной от филиппинских масс, в фешенебельных районах, населенных исключительно китайцами… где все входы охраняются хорошо вооруженной частной службой безопасности» (p. 4).

Реакция филиппинцев предсказуема. «Немотивированные» убийства китайцев следуют одно за другим. (В 1994 году список жертв пополнила тетка Эми Чуа, убитая собственным шофером. Исчезновение убийцы и освобождение его сообщников никого не удивило. «Здесь Филиппины, а не Америка», - объяснил дядя племяннице-американке (p. 2).)

Автор конечно переусердствовала все конфликты объяснять этим и генерализовывать свой пример на все меньшинства, с другой стороны она недостаточно рассмотрела примеры в других регионах. Однако интересна работа тем, что пишет об этой проблеме (часто это объясняется по-другому). Кстати, корень конфликтов и межэтнической напряженности на Кавказе с 1890 по 1920 г. и в целом до сих пор связан именно с этой ролью армян, по 1918 год реальной, а до сих пор воображаемой.

Кстати, Гия Нодия в статье "национализм и демократия" тоже говорит о том, что национализм без демократизма практически невозможен и они всегда следуют друг за другом, хотя эти -измы и недолюбливают друг друга.

Кавказ, Национализм, Китай, Демократия, Конфликты, Армения

Previous post Next post
Up