В последнее время очень часто и многими высказывется мысль о том, что пришла пора созывать настоящий Поместный Собор Русской Православной Церкви. Это мнение разделяю, так как твердо считаю, что национальных проблем своих мы не решим до тех пор, пока не приведем Русскую Православную Церковь в ее каноническое устроение.
И в этой связи, предлагаю прочитать наше карульское Открытое письмо к Поместному Собору Русской Православной Церкви 2009-го года, так как большинство вопросов, в этом письме затронутых, не потеряло своей актуальности и по сей день.
Господи, благослови!
Оригинал взят у
m_athanasios в
О целесообразности скорейшего проведения Поместного Собора от 16 декабря, 2010 г.
Нижеследующее Открытое письмо Поместному Собору Русской Православной Церкви официальным путем отсылается по адресу и размещается в интернете для обсуждения всей полнотой Церкви Христовой.
Преосвященные владыки, всечестные отцы, уважаемые братия и сестры,
участники Поместного Собора Русской Православной Церкви, благословите.
Несмотря на то, что так долго церковным народом жданный Поместный Собор проводится только по случаю кончины Патриарха Алексия II и выборов нового Патриарха, а другие вопросы на его повестку не выносятся, свои прямые и непосредственные функции, как высший орган Церковной власти, он и в случае своего экстренного созыва должен выполнять. В их же число, кроме всего прочего, входит разсмотрение и разрешение вынесенных на обсуждение всей полнотой Христовой Церкви вопросов, недоумений и чаяний догматического и канонического характера.
При всех возникавших в Церкви затруднительных вопросах, начиная со времен Апостольских, Церковь для разрешения их постоянно составляла Соборы: на соборах разсматривались недоумения и поверялось состояние Церкви. По настоящему, затруднительному положению Русской Православной Церкви созвание Собора сделалось решительной необходимостью.
С последних годов XVII-го столетия Западным Ветром нанесено много грязной пыли в недра Церкви и в недро Государства ко вреду для веры, нравственности и народности. Неведение православной веры, взгляды на нее и на Церковь из идей, доставленных развратом, протестантизмом и атеизмом, были причиною, что вкрались и насильно внесены в Православную Церковь посторонние, чуждые и враждебные духу Церкви постановления, противные правилам и учению Православной Церкви.
Главнейшие предметы занятий Собора должны быть нижеследующие:
1) Разсмотрение постановлений, которыми руководствуется ныне Русская Православная Церковь, за чем должно последовать уничтожение постановлений, не согласных с постановлениями Православной Восточной Церкви.
2) Уничтожение касты, так называемого духовного звания, как неправильности, которая вкралась сама собою, в противность правилам Св. Апостолов (Правило 76-е). Возстановить древнейший обычай Церкви: Епархия да избирает себе архиерея, а приход иерея, дьякона и причетника, свидетельствуя об их благочестии…
На этом пункте можно пока и остановиться, а интересующихся продолжением отошлем к первоисточнику, так как весь приведенный выше отрывок после первого абзаца этого письма взят из заметки святителя Игнатия Брянчанинова «О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви» в его записках 1862 - 1866 гг. с единственным изменением дореволюционного названия нашей Церкви - Российская на современное - Русская. А кавычки в цитировании святителя не употреблены сознательно, чтобы подчеркнуть то, что его опасения за состояние Церкви полуторавековой давности не только не потеряли свою значимость, но стали еще более актуальными, и потому так гармонично вписались в текст этого письма.
Эти грозные предостережения святителя Игнатия, не случайно названного учителем Церкви последних времен, а также осознание того, что церковные нестроения за прошедшие с тех пор полтора века подошли к своей критической точке, не оставляют сомнения выполнить свой монашеский долг и выразить хоть и в экстренном порядке, и с каноническими нарушениями, но наконец-то созванному Поместному Собору следующее требование - возстановить попранный принцип соборности нашей Церкви. Оно вызревало в церковном народе долгие годы и отражает чаяние всех болеющих за судьбу Церкви ее членов.
Собственно, это письмо и есть выражение соборного духа. Ведь отмахнуться от такого неожиданного для церковных генералов требования как эксцентричной выходки одиозного монаха невозможно. Эти настроения преобладают в церковной среде и только ждали своего выражения. Соответствует ли это действительности и покажет обсуждение этой проблемы в духе соборности, то есть всей полнотой Церкви.
В соборном духе составлялось и само это письмо, так как этот дух вообще присущ афонскому монашеству, и все сделанные здесь выводы и формулировки являются результатом многих монашеских бесед и разсуждений. Мне же осталось только эти основанные на Православном Вероучении взгляды изложить и представить на обсуждение всей полноты Церкви Христовой.
И вполне естественно, что выражается это требование Собору именно со Святой Горы. Здесь основы Церковной соборности пока еще сохраняются, и русскому человеку становится понятней, чего лишились мы, эти основы порушив, и какая опасность нашу Церковь ожидает, если их в ближайшее время не возстановим.
К столь же категоричной форме приходится прибегать по той причине, что требование это догматического характера, касается чистоты исповедания Православия и, как следствие, дела нашего спасения, а потому дальнейших отлагательств в своем разрешении не терпит.
Соборность является одним из четырех определений, свойств Православной Церкви, изложенных Святыми Отцами в Символе Православной Веры, ее отличительной чертой, то есть - одним из догматов Православия. Это означает, что при утрате Церковью своего третьего свойства, - мы веруем во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, - искажается Православный догмат, соответственно, она перестает быть Православной и становится еретическим сборищем, а ее члены лишаются Жизни Вечной. Этому яркий пример - Церковь Римская, соблазненная возомнившим себя наместником Бога на земле безумцем и за чечевичную похлебку покупаемого права на грех отдавшая ему все свои права первенства среди Православных Церквей. И как бы неожиданно и дико для многих это не прозвучало, в такое же еретическое сборище превратимся и мы, если в ближайшее время соборный принцип устроения Церкви не возстановим.
Еще о. Павел Флоренский, хоть и безусловным церковным авторитетом не являющийся, предостерегал, что возстановление Патриаршества в России при определенных обстоятельствах может привести к восточному папизму. И его опасения, похоже, сбываются. Нынешнюю ситуацию в Русской Православной Церкви уже можно назвать хоть и не в чистом виде, но своеобразным мультипапизмом, только пока еще без филиокве.
В нашей Церкви произошла тихая узурпация власти, эдакая «бархатная» революция. Роль «коллективного папы» взял на себя Архиерейский собор, подменив собою высший орган Церковной власти - Собор Поместный.
Не находя противодействия духа соборного, папистский авторитарный дух проник уже во все сферы нашей церковной жизни, на все ее уровни. В этом папистов мы даже перещеголяли, имея своего папу в каждой епархии. Как правило, сегодняшний владыка (деспотис - греч.), с одной стороны, предстает перед народом в образе недосягаемого небожителя, с другой, - больше соответствует понятию слова деспот, сложившемуся в русском языке, как тиран, самодур, так как в своих епархиях, имея не ограниченную епархиальным собором власть, милуют они и карают, действительно, как папа в церкви Римской. Особенно достается священству, которое находится от своих Владык прямо-таки в рабской зависимости... В свою очередь, и нещадно страдающие от епископского произвола священники наши, у себя на приходах отыгрываясь на мiрянах, культивируют специфическую русскую разновидность папизма - попизм, при котором поп становится на своем приходе таким же деспотичным «микропапой»... И более того, этот категоричный, не терпящий возражения папистский дух царит и среди ревностных прихожан...
Оттого и развелось сейчас в Церкви так много «наемников» (Иоан.10:12) и «волков в одеждах овчих» (Матф.7:15), что, в отличие от времен, когда Церковь имела каноническое устройство, пастырей себе народ не выбирает и соборного влияния на них не имеет. А потому в последние годы очень многие не удержались от соблазна обладать духовной властью над людьми и внесоборно, только по епископскому произволу, получили священство, имея на то канонические препятствия. Увы, в наше время епископа или священника, полностью отвечающего каноническим требованиям, найти очень трудно.
Такие уродливые внутрицерковные взаимоотношения, не оставляющие места заповеданной Христом своим истинным ученикам любви (Иоан.13:35), сложились именно в результате уничтожения соборных начал Церкви. Ведь это отнимает у церковного народа безценный Христов дар - духовную свободу, облагораживающую человека и дающую начало всем добродетелям. Напротив, вынужденное подчинение порождает рабскую психологию и все ей сопутствующие человеческие страсти.
Основное несоответствие нашей внутрицерковной жизни соборному духу, которое в последнее время явно проявилось, заключается в том, что церковный народ, за исключением богослужений, от участия в ней совершенно отстранен. Причина этому - отсутствие, в силу известных обстоятельств, малейшего представления о канонических принципах устроения Церкви у большинства ее членов.
Это послужило искушением для иерархии, которая, пользуясь духовным невежеством народа, возхитила его канонические права, нарушив принцип соборности, незаконно взяла всю полноту Церковной власти на себя и все больше и больше отдаляется от него, превращаясь в некую касту, закрытый орден. Происходящее в нем скрыто от непосвященных тайной за семью печатями, и членство приобретается не волеизъявлением народа и каноническим соответствием рукоположенного своему сану, а корпоративной клятвой и участием в круговой поруке. Присуща этому ордену и двойная мораль - одна «правда» для его членов, считающих себя способными к «твердой пище» (Евр.5:14), другая для всех остальных.
А ведь там, где закрытость и тайна, царит властелин тьмы...
Закрытое мистическое общество, со степенями посвящения, на которых дается тайное для профанов знание, возможности и мораль - все это с точностью напоминает по принципам своего устроения масонскую ложу. И опасения святителя Игнатия зародились не на пустом месте. Опять тот же печальный и предостерегающий пример: масонские ордена мальтийцев и тамплиеров зародились внутри Римской церкви.
При такой закрытости и неподконтрольности от церковного общества нашей иерархии для проникновения в нее масонства сложились самые благоприятные условия, а участие иерархов в экуменическом движении дает повод в масонстве их заподозрить. Ведь если экуменизм является одной из глобальных целей масонства, и само по себе экуменическое движение масонством инспирировано, естественно, и все участвующие в нем являются, по меньшей мере, профанмасонами, то есть выполняющими масонские задачи, не зная их конечных целей...
Подтверждает эти опасения и то, что иерархия наша, чадам своим декларирующая противоречащий не только человеческой логике, но и православным взглядам на устроение общества принцип «Церковь - вне политики», сама превратилась в один из ее инструментов, задача которого от имени Церкви создать видимость легитимности антинародному питерскому правительству. Ставшая элементом существующей политической системы Московская патриархия - имеется в виду иерархия и ее бюрократический аппарат - принуждает Церковь подчиниться диктату безбожного государства, а потому разделяет ответственность за его преступления перед русским народом, находящимся ныне на грани полного вырождения.
Налицо сложилась самая настоящая лжесимфония властей, когда вместо того, чтобы благословлять на жертвенное служение народу аристократию, авторитетом Церкви покрываются темные дела плутократии и «благословляется» ее антинародная политика. А потому, естественно, что выборы Патриарха Всея Руси превратились во внутрипартийное мероприятие «Единой России» и кандидатуру Патриарха окончательно утвердят в Кремле. И отвергать этот очевидный факт безперспективно...
Нарушение соборных принципов устройства Церкви является причиной всех, по сути, церковных проблем, конфликтов и нестроений, основой ересей и началом расколов. Посему, осознавая опасность, угрожающую нашей Церкви в отсутствии соборного духа и разума, призываем участников настоящего Собора внять увещеваниям святителя Игнатия полуторавековой давности и принять решение в ближайшее время провести Поместный Собор Русской Православной Церкви, созванный в полном соответствии с постановлениями Православной Восточной Церкви, на котором все насущные церковные проблемы будут в свете соборности разсмотрены.
А так как призыв этот выражается в форме требования, напомним еще раз, что соборность является догматическим свойством Церкви, и поэтому противление соборности Церкви, как догматическому принципу ее устроения, является ересью. По исторической аналогии ее можно назвать ересью собороборчества, а подобно зломыслящих еретиков - собороборцами. Наконец, лжесобор, искажающий этот догматический принцип и его саботирующий, соответственно, останется в Истории, как разбойничий, собороборческий.
И, увы, существуют все предпосылки к тому, что именно это и случится. Но ведь тогда Собороборцем, автоматически становится и незаконно поставленный собороборческим лжесобором на Московский Первосвятительский Престол лжепатриарх! Тогда тщетна вся эта спешка и суета с его выборами.
Замолчать это требование не удастся. С этим письмом через интернет ознакомится вся полнота Церкви и к требованию этому, как отражающему его чаяние, присоединится церковное большинство. Игнорируя же его, тем самым настоящий Собор себя церковному народу противопоставит. А это рано или поздно приведет к расколу.
Поэтому предостерегаем всех участников Собора, что, даже занимая пассивную позицию в этом вопросе, вы становитесь причиною Церковного разделения, а грех этот, как учат Святые Отцы, не смывается даже кровью. Особенно это касается епископов.
Монах Афанасий и чающие Поместного Собора Русской Православной Церкви ее чада,
Карулиа,
Агион Орос.
1(14) - 12(25) января 2009 года. (Мученицы Татианы и с ней в Риме пострадавших.)
Просьба при размещении в интернете письмо не корректировать.