Документальный фильм к 100летию Улановой. Был во многом хорош - интересные кадры, точные и доброжелательные высказывания Цискаридзе, Белинского, Васильева. Одно подгадило как ложка дегтя в бочке меда - выступление Алексея Симонова, президента фонда по защите гласности, сына поэта Константина Симонова. В свое время снял фильм "Мир Улановой". После фильма он за что-то возненавидел балерину. Видимо, не нашел с ней личного контакта, зато являлся другом Родиона Щедрина и , соответственно, Майи Плисецкой. И видимо поэтому в конце 1990х написал мерзейшую статью об Улановой в толстом журнале. Смысл статьи сводился к тому, что Уланова была ледяной, эгоистичной стервой, не понятно как создавшей миф о себе. Там же он высказал пару грязных мыслей о ее личной жизни и процитировал наивный рассказ ее подруги Т. Агафоновой. Агафонова не знала, что такие интимные детали будут выставлены на всеобщее обозрение этим представителем творческой интеллигенции.
Смешно, но эта интимная деталь (которую Симонов пересказал и в передаче, слегка изменив), напрочь выбивает основание из под его же собственных построений об улановской холодности.
Разумеется, в своем выступлении в передаче он не забыл сказать, что чувство юмора Улановой было в точности как у Иосифа Виссарионовича. Сталинистам может это показаться комплиментом, но имея в виду , что Симонов у нас борец за демократию и гласность в России, понятно, сколько издевки и злобы он вложил в это милое сравнение.
Так же предположил опять же с целью потрясти публику жесткостью и холодностью Улановой, что она непременно ходила в психушки наблюдать пациентов, когда готовилась к сцене сумасшествия Жизели. Как тонко, однако.
Местами довольно неприятным был закадровый комментарий, в симоновском стиле. Все о холодности, рациональности. Попытались посмотреть на кумира миллионов свежим взглядом , так сказать. А получилась галиматья, не соответствующая истине . Так например, показывают плачущую Максимову на репетиции, а над ней Уланова стоит руки в бока. Ужас какой, и комментарий о ее суровости. Но кадр-то молчаливый, поэтому мы не знаем, что она говорила. То есть комментарий - подтасовка по сути. В другом кадре Уланова во всю утешает плачущую ученицу. И сама Максимова всегда говорила, что Уланова была требовательной, но никогда не жестокой. С хлыстом над ученицами не стояла, скандалов не устраивала, а если вытягивала из них что-то, то в мягкой форме.
Разумеется, нашей интеллигенции не дают покоя сталинские премии Улановой и ее безупречная карьера. Поэтому в последнее время участились попытки извалять ее в грязи.Подогреваемые иногда сторонниками Плисецкой.
В целом, не понимаю, как после той статьи Алексея Симонова допустили давать интервью об Улановой. На последок процитирую возмущенный ответ Ольги Лепешинской в том же журнале:
P.S. В журнале “Знамя” появилась статья, скорее, эссе с интимными подробностями жизни Г. С. Улановой, к великому моему сожалению, подписанная А. Симоновым, сыном К. М. Симонова - прекрасного поэта, умного и обаятельного человека, с кем не раз мне довелось встречаться и проводить время. Статью мы - артисты балета (“мы” - говорю это с уверенностью) - рассматриваем как оскорбление великой балерины, которую мир назвал гениальной. Полемизировать с автором не считаю необходимым. Пусть все написанное им, вся неправда и пошлость останутся на совести автора, если она (совесть) у него есть.
infoart.udm.ru/magazine/znamia/n1-20/forum.htm