Oct 14, 2023 07:38
Данная теория является расширением и детализированной переработкой спиральной динамики Грейвза. Основной посыл в том, что человек проходит семилетние периоды развития, которые по спирали колеблются между эгоцентричными и социоцентричными акцентуациями. Эти периоды соответствуют уровням спиральной динамики. И внутри каждого из периодов последовательно развиваются все восемь соционических аспектов.
Кто уже знает соционику - сам себе молодец и хороший человек, потому что она одна из самых полезных и практичных областей знаний. Но еще более эффектной она становится, когда применяется к различным областям психологии. Например, она очень хорошо ложится на архетипы, на детские травмы и даже привела к открытию очень глубинных структур, похожих на чакры.
Первый уровень - эгоцентричный, он же соответствует бежевому, он же про базовые потребности, он же про сепарацию от родителей. В рамках него развиваются:
1. БС, комфорт - физические самоощущение, отношения с дискомфортом
2. ЧС, движение - борьба, преодоление трудностей, агрессия
3. ЧЭ, внимание - привлечение внимания
4. БЭ, доверие - связь с людьми, расставание
5. ЧЛ, безопасность - владение инструментами, речью
6. БЛ, узнавание - систематичность, знания
7. БИ, соответствие - самоидентификация, рефлексия
8. ЧИ, воображение - фантазия, поиск, интерес
Второй уровень - про социализацию, усвоение правил и норм, сепарацию от сверстников, он же фиолетовый уровень. Это уровень традиционных обществ. Для людей, оставшихся на нем характерно категоричное отношение к тому, кто чего должен, какой должен быть партнер, супруг, настоящий мужчина и так далее. В этом уровне развиваются и усваиваются такие способности:
1. БС, подчинение запретам на определенные удовольствия, принуждение себя к удовлетворению потребностей в определенной форме
2. ЧС, проявление своей силы, и слабости
3. ЧЭ, публичность, и сокрытие информации, умение лгать
4. БЭ, построение отношений с чужаками, поиск своих
5. ЧЛ, умение оказать услугу, пользоваться чужими услугами
6. БЛ, взаимодействие с правилами в обществе, создание и донесение своих правил
7. БИ, поиск своих целей и идеалов, умение доносить такое до окружающих
8. ЧИ, быть интересным обществу, конкурировать с теми, кто интереснее
Третий уровень опять эгоцентричный и связан с подростковой самореализацией, он же красный уровень. В нем раскрываются следующие творческие функции:
1. БС, блаженство и удовольствие
2. ЧС, сила и власть
3. ЧЭ, известность и слава
4. БЭ, любовь и доверие
5. ЧЛ, компетенция и профессионализм
6. БЛ, мудрость и знание
7. БИ, гармония
8. ЧИ, величие и понимание
Четвертый уровень связан с отношением к слабым и неразвитым членам общества, донесению до них своего опыта, он же синий.
Пятый уровень про жесткость, про воспитание детей, он же оранжевый.
В процессе развития каждый указанный аспект на каждом уровне либо усваивается продуктивно, либо получает травму, которая препятствует дальнейшему продвижению по многим веткам развития. В российском обществе на первом и втором уровнях завалены до 50% аспектов. А у кого есть хотя бы один успешный аспект на третьем уровне - уже считается талантом, или профессионалом.
Поэтому, чтобы двигаться вверх по спирали, нужно с помощью глубокой психотерапии выправлять все, начиная с самого фундамента, с первого уровня. Кому интересно, могут записаться ко мне на диагностику - есть специальные диагностические вопросы, которые позволят получить полную картину.
Основано на материалах психолога Сергея Ткачука.