Академическая музыка и ландшафтный дизайн

Aug 03, 2012 14:58

Часто музыку сравнивают с архитектурой, и действительно, если даже смотреть на периодизацию доминирующих архитектурных стилей и форм академической музыки, то можно найти много параллелей, это как бы ни для кого не секрет.

Вот гораздо забавнее мне показалось сравнение академической музыки с ландшафтной архитектурой.

Вот, скажем музыка и парки эпохи барокко: и там и там чувствуется контроль, порядок, симметрия, баланс. Сложность и гармония космоса заключенная в четкие строгие рамки. Во многом это интеллектуальная конструкция. Но при этом наполненная экстравагантностью, величием, пышностью. Сады в полной мере отражали это.


Классический период. Более свободная, насыщенная, динамичная музыка. На первый взгляд преимущественно легкая и пасторальная без сложной полифонии и с простой мелодикой. Но под поверхностью скрывается по-прежнему довольно сложная структура с высоким уровнем контроля и продуманности. Так и парк: казалось бы естественный природный пейзаж, но нет: озеро было выкопано, растительность посажена, здание и мост построены - но все сделано так, чтобы оно выглядело как максимально естественное.


Романтизм. Это индивидуальность, экспрессия, выражение глубины и богатства внутреннего мира, свобода музыкальных форм, образность, эмоциональный шторм; интерес ко всему, что лежит за пределами обыденного опыта; тяга к прошедшим эпохам и сказочным мирам. Сад - это зачастую практически дикие заросли, буйство природы, среди которого иногда размещены экзотические сооружения, скульптуры с диковинными существами или специально построенные "руины"


Дальше параллели уже идут не столь красноречивые. Потому как тот же модернизм или тем более авангард распадаются на огромное количество различных направлений. Но при мысли о, скажем, "авангардном саде", мне все время вспоминается старый добрый Хундертвассер :-)

Previous post Next post
Up