Sep 02, 2019 09:38
И снова я вступаю в неравную схватку с твиттером, где равняют сбитый корейский Боинг 747 (борт 007) и малазийсий Боинг 777 рейса MH17, обвиняя во всех смертных грехах и СССР и Россию. Проблема не в том, что и тот и другой были сбиты с участием отечественных военных сил, а в том, что это совершенно разные инциденты - по сути и предыстории.
Я уже писал про MH17 и немного повторюсь. Незакрытое полностью небо, маршрут непосредственно над фронтом боевых действий и отсутствие "купола" слежения установки "Бук" - вполне весомые доказательства участия российской стороны. Мотивация была простая: хотели сбить самолет и сбили. Но не тот... Вина очевидна, виновные еще будут объявлены в розыск.
С корейским самолетом все намного сложнее. Для полного понимания почему я считаю этот инцидент намного более сложным, нужно погрузиться немного в историю. На востоке СССР располагалось огромное число военных объектов: порты, верфи, базы подлодок, тестовые полигоны, ракетные части. С востока же страны расположены "вероятные противники" - США и Япония. Обе страны, намного превосходившие по технологиям, представляли серьезную угрозу для вероятностного нападения на военные объекты. Именно по этому, в 1982 году, ПВО СССР было существенно модернизировано. ПВО это не просто ракеты "земля-воздух", это в первую очередь электронные системы слежения и обнаружения, системы радио-перехвата и замаскированные объекты реагирования (как правило РЛС). Грубо говоря, это "глаза и уши" военных, что сами понимаете очень важно. И по этому, в условиях тотальной "холодной войны", когда в США простые граждане на полном серьезе копали в огродах бомбоубежищи (говорят, некоторые фирмы подняли сотни миллионов на этих заказах), а в СССР дети наизусть помнили размер противогаза (мой был 3й, например) и учились прятаться от ядерного взрыва под партами (да, были такие учения), усиление ПВО привело к новому витку "тыканья палкой в медведя". Уже в начале 1983 года, военные силы США начали "развлекаться" высылая самолеты А-7 вглубь территории СССР в "чебных целях", а авианосцы ВМФ в большом кол-ве кружились вокруг Камчатки и Курильской греды.
Честно говоря неизвестно что именно произошло и почему рейс KE007 решил после дозаправки на Аляске лететь не по обговоренному маршруту, а пролететь через территорию СССР. Международная комиссия считает, что это была ошибка пилотов (снова опытных, как обычно), но есть и альтернативные мнения. Например, некий А.Докучаев писал, что маршрут KE007 досконально совпал с траекторией спутника-шпиона Ferret-D, пролевшего в то время над Камчаткой и Сахалином. Так же, рядом болтался самолет-разведчик Boeing RC-135 ВМФ США, который кроме всего прочего сближался с корейским самолетом на расстояния "слияния меток радара". Видимо, данное отклонение было либо действительно случайным, либо имело какие то иные причины, так как сразу после уничтожения, высокопоставленные представители администрации США заявили о случайном характере инцидента. Еще раз, представители США заявили, а не СССР.
В любом случае, корейский рейс KE007 отклонился от курса на более, чем 500км и первый раз пересек границу СССР над Камчаткой. Тогда по тревоге были подняты два истребителя, но самолет продолжил путь и истребители вернулись на базу. Второй раз самолет влетел в воздушное пространство уже около Сахалина, где так же подняли истребители, они некоторое время сопровождали цель, выпустили несколько предупредительных очередей из пушки, а когда самолет начал сильно сбрасывать скорость (с 800кмч до 400кмч, что критично для истребителей), то получили приказ на уничтожение цели.
Лично для меня, очевидно, что в тех условиях морального давления "холодной войны", когда вокруг крутится куча военных кораблей, а самолеты буквально трутся о границы, говорить о преднамерянном уничтожении пассажирского самолета - как минимум лицемерно. Тем не менее, Рональд Рейган устроил страшную истерику по поводу "нечеловеческой жестокости", а спустя пять лет, назвавший уничожение ракетой с борта авианосца ВМФ США иранского пассажирского самолета в Персидском заливе - "объяснимой случайностью". Несомненно, гибель сотен гражданских лиц это трагедия. Но так уж виноват только военный летчик нажавший на спуск? Или командир отдавший приказ? Насколько велика вина пилотов рейса KE007, поведших самолет через границу другого государства и дважды игнорировавших не только предупреждения наземных служб, но и полеты военных истребителей в непосредственной близости (последний раз истребитель приближался на несколько сотен метров) и даже выстрелы из пушки? Или насколько велика вина политиканов США и Японии, устроивших весной 1983 года на восточных границах СССР просто карнавал показушности военной мощи США? Или можно ли забыть о разведовательном самолете Boeing RC-135, весьма похожий на 747 Боинг, который сближался с тракторией полета гражданского самолета?
По этому, я и не готов признать два этих инцидента даже близко одинаковыми. В одном случае, совершенно бездарная военная провокация с целью подгадить "этим хохлам", а в другом - серия случайностей и нагнетания, приведших с ожидаемо трагическим последствиям.
ke007,
mh17,
boeing