вести с полей

Sep 26, 2010 11:12

http://www.zman.com/news/2010/06/09/76340.html

Лимит общественного мнения: израильтяне, арабы и баланс сил на Ближнем Востоке

Ближневосточный регион переживает тектонические изменения, которых он не знал с середины 70-х годов. Не только слепая судьба, но и реальные действия людей, их маленькие шаги могут иметь самые неожиданные последствия для истории народов и государств. Израильтяне погружены слишком эмоционально в происходяшие на Ближнем Востоке события, и им часто не хватает "холодной головы" для анализа почти ежедневно сменяющих друг друга событий.

Для беспристрастного аналитического разбора иногда нужна дистанция. Насколько беспристрастен анализ Джорджа Фридмана, руководителя известного американского агентства стратегических исследований STRATFOR, опубликованный вчера на его сайте, судить вам.

В первой части статьи автор указывает на глубочайший раскол в современном арабском мире. Палестинские арабы разделены на смертельно враждующие ФАТХ и ХАМАС, для которых "победа одного - это поражение другого". "Их вражда столь глубока, - пишет Дж. Фридман, - что даже без израильской манипуляции палестинцы не представляют серьезной опасности для еврейского государства".

Глубокие трещины существуют и между палестинцами и остальным арабским миром. Египет откровенно враждебно относится к ХАМАСу, Иордания, в которой большая часть населения - палестинцы, с опаской относится к их национальному движению, особенно помня Черный сентябрь, когда они уничтожили 10 тысяч палестинцев, попытавшихся захватить власть в стране.

Сирия интересуется Ливаном намного больше, чем палестинской проблемой. "Хизбалла", помогающая Дамаску контролировать Ливан, для них важнее "Хизбаллы" как антиизраильской силы.

Саудовцы и другие страны Аравийского полуострова прекрасно помнят угрозу, которую представляли их режимам Насер и ООП. Они не склонны быстро прощать и поддерживать ФАТХ, осознавая дестабилизирующий потенциал палестинцев.

Учитывая раздробленность арабского мира, развивает свою идею Фридман, (и далее приводим прямой перевод заключительной части статьи) очень трудно представить, каким образом антиизраильская волна в Европе и на других континентах может превратиться в реальную угрозу еврейскому государству. При таких обстоятельствах израильтяне считают проявления враждебности к ним в арабских и других странах меньшим злом, нежели опасность потери контроля над Газой. Подавленная Газа для Израиля безопасней, и ФАТХ в конечном счете, это подавление поддерживает, Египет в нем участвует, Иордания вздыхает с облегчением, а Сирия абсолютно индифферентна.

Приводные ремни действий государств - риск и вознаграждение. Конфигурация сегодняшнего арабского мира поощряет израильскую напористость и не заставляет их проявлять осторожность. Они не видят во враждебности настоящую угрозу, так как реалии арабского мира умножают ее на ноль. Поэтому израильтянам нет смысла уменьшать давление на ХАМАС. Уменьшение прессинга только отдалит Израиль от ФАТХа и Египта и ублажит шведов, а так как в Швеции у Иерусалима интересов меньше, чем в Рамалле и Каире, то давление продолжится.

Вся история блокады Газы выражается одной строкой: ни один египетский самолет не угрожал израильским военным кораблям, и ни один сирийский корабль не приблизился к месту захвата "Мармары". Израильтяне могли быть уверены в полном контроле над морским и воздушным пространством. И это лишний раз подчеркивает, насколько арабские страны лишены сил бросить вызов израильтянам, лишены желания и интереса иметь такие силы.

В 1973 году египетские и сирийские вооруженные силы представляли такую силу, а сейчас ее нет. В военном смысле у Израиля совершенно развязаны руки. Угроза интифады, террористов-самоубийц, ракетных обстрелов из Газы и Ливана, "Хизбалла" - все это реальные угрозы, но они не угрожают самому сущестованию государства, как это было с Египтом и Сирией в 1973 году. У не-государственных игроков нет силы для достижения такого уровня угроз. Именно этот, военный фактор объясняет прежде всего мотивы принятия решений в Иерусалиме.

И хотя разрыв между Турцией и Израилем - настоящий, Турция в одиночку не способна оказать на Израиль значительное давление, кроме как в общественном мнении и на дипломатической арене. Причиной тому - глубокий раскол в регионе. Турция может уменьшить или прекратить сотрудничество с Израилем, но для борьбы с ним у нее нет потенциальных союзников в арабском мире.

Именно поэтому, слушая раскаты грома, которые доносятся из Анкары, Израиль чувствует себя в безопасности. Несомненно, отношения с Турцией для Израиля очень важны, но не настолько, чтобы отступить и снять блокаду Газы.

Примерно так же Израиль смотрит сейчас на Соединенные Штаты. После 1967 года США играли кардинальную роль в обеспечении безопасности Израиля, но сегодня еврейское государство намного меньше зависит от Америки. Объем американской помощи уменьшился с ростом израильской экономики. В длительной перспективе раскол между США и Израилем может иметь серьезные последствия, но интересно, что в краткосрочном плане израильтяне могли бы функционировать довольно эффективно и в одиночку.

В этом и заключается основная стратегическая проблема Израиля: в ближайшей перспективе у него есть свобода действий, но эти действия могут изменить стратегические рамки, с которыми ему придется иметь дело в дальней перспективе. Самой главной угрозой Израилю является не общественное мнение - это не решающий фактор. Израилю угрожает то, что его действия приведут в движение силы в арабском мире, которые изменят баланс в регионе. Не само общественное мнение, а его политико-военные последствия - вот ключевой вопрос, и именно в этом контексте Израиль должен оценивать разрыв с Турцией.

Самым серьезным изменением картины для Израиля было бы не палестинское единство, а возвращение Египта к до-кемп-дэвидским позициям. Египет - центр притяжения всего арабского мира и его ведущая сила. Этой страны Израиль боялся больше всех остальных. Но Египет Мубарака изменил свое отношение к палестинцам и, главное, позволил своим вооруженным силам атрофироваться.

Если преемник Мубарака поддержит эти силы и начнет заново выстраивать армию, Израиль окажется перед совершенно иным региональным уравнением. Враждебна Турция, ускоренным курсом укрепляющая египетскую армию, будет представлять для Израиля намного большу опасность. Сотрудничество Турции с сирийскими военными усилят давление еще больше. Представьте мир, в котором египтяне, сирийцы и турки сформировали коалицию, которая вновь угрожает Израилю, а США вернулись к позиции, которую они занимали в 50-е годы, когда Вашингтон не поддерживал Израиль материально. Вам станет ясно, что восходящая сила Турции в соединении с политическим сдвигом в арабском мире станет величайшей угрозой еврейской стране.

Пока нет регионального баланса сил, доминантная нация может действовать свободно. Но вся беда в том, что это может подтолкнуть соседние страны к попытке создания нового баланса сил.

Египет и Сирия не были для Израиля пустяковой угрозой, и в интересах последнего держать их в пассивном состоянии.
Израиль должен иметь в виду, что его действия могут послужить триггером политических процессов, которые подтолкнут эти страны к другому поведению. Израильтяне прекрасно помнят, к чему привела недооценка Египта и Сирии в 1973 году.

Противоречия в арабском мире не исчезнут за одну ночь, так же как за один месяц не возникнет стратегическая угроза. Но нынешняя арабская конфигурация не вечна. Поэтому преодоление текущего кризиса является необходимой для Израиля в долговременной перспективе.

Действия Израиля произвели сдвиги в общественном мнении и дипломатии в региональном и глобальном масштабе. Там рассчитывают, что в длительной перспективе это не изменит стратегическую позицию арабского мира.

Если они ошибаются, эта история может стать серьезной стратегической ошибкой. Если они правы, то она не более чем проходной инцидент. В конечном счете, глубокие противоречия в арабском мире и защищают Израиль, и делают дипломатические решения почти невозможными - тебе не нужно сражаться с раздробленными силами, но и вести всесторонние переговоры с группой, начисто лишенной единого голоса, необыкновенно трудно.

Перевод Олега Кременчугского

===============================================

http://www.sem40.ru/politics/discussion/23923/

Израильско-палестинский конфликт спасает весь мир

Человечество должно быть чрезвычайно благодарно Израилю за его конфликт с арабским миром, считает постоянный автор газеты Jerusalem Post Сет Францман. Однако это почему-то никто не ценит. А ведь это помогает населению многих стран выпустить пар и отвлечься от внутренних проблем. Кроме того, израильско-палестинский конфликт помогает устоять правительствам и предотвратить локальные конфликты. Он позволяет сосредоточить внимание людей, их эмоции и ненависть на той далекой территории, где они не в состоянии ничего изменить, пишет Францман.

Одержимость всего мира израильско-арабским конфликтом можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, мир больше не желает с безразличием взирать на нарушения прав человека, допускаемые Израилем по отношению к своим врагам. По этому поводу журналист газеты «Гаарец» Анхель Пфеффер сообщил, что «моральные люди во всем мире рассматривают все происходящее в регионе как результат аморальной ситуации, в которой ни израильское руководство… ни израильское общество ничего не делают, чтобы ее изменить». Таким образом, протесты против Израиля, которые слышны сегодня не только в Европе, но и в Индонезии, Южной Корее, Южной Африке и Венесуэле, возникли исключительно из-за того, что живущие там люди стали в одночасье моральными и теперь выражают свой протест против единственного аморального государства на свете - Израиля.

Но существует еще один способ понять происходящее. Например, с какой стати граждане Южной Кореи вдруг стали протестовать против исторического визита президента Израиля Шимона Переса в их страну? Оказывается, из-за перехвата направлявшейся в Газу «миротворческой флотилии»! Протесты звучали так громко, что правительство в Сеуле было вынуждено снизить статус визита, переведя его из «официального» в «рабочий». Разумеется, южнокорейцы сделали это не из-за своей повышенной «моральности». Организаторам этих протестов просто было нужно, чтобы народ отвлекся от собственных проблем. В марте, напоминает автор статьи, Северная Корея пустила на дно корвет южнокорейского флота, и при этом погибли 46 моряков. Война витала в воздухе, и Южная Корея билась в бессильной злобе, понимая, что ей не удастся отомстить северному соседу, и правительству нужно было каким-то образом «канализировать» ожидания населения и его давление на власти. И тут очень удачно подвернулся израильско-палестинский конфликт и визит Переса, предоставившие корейцам возможность выпустить пар. Они смогли дать выход своему гневу, проклиная Израиль за смерть девяти «миротворческих активистов», направлявшихся в Газу.

Теперь в Южной Корее никто не озабочен проблемой объявления или необъявления войны, и проблема начинает понемногу рассасываться. Таким образом, в обеих Кореях были спасены тысячи, а, возможно, и сотни тысяч жизней, - и все это только благодаря конфликту на Ближнем Востоке.

Подавляющее большинство граждан Южной Кореи не имеет понятия о том, что происходит в Израиле, у них нет там никаких интересов, и им все это абсолютно безразлично. Они никогда не путешествовали в тех местах и не исповедуют какую-либо религию из тех, что зародились там. И, тем не менее, они выражают свое возмущение Израилем. Своими воплями возле израильского посольства в Сеуле и криками «Убийца!» в адрес Переса они на самом деле не выражают израильтянам свой протест, а помогают своему народу и правительству, которое уже никто не призывает к войне. В это время они не обеспокоены внутриэкономическими проблемами, не возмущены коррупцией в компании Samsung или в руководстве страны.

Южная Корея представляет собой лишь небольшую часть мозаики. Не менее полезен израильско-палестинский конфликт Европе, жители которой проецируют свои страхи, гнев и исторические грехи на Израиль, помогая таким образом своим правительствам. Европа тонет под тяжестью иммиграции, которая сочетается с низким уровнем рождаемости, пригороды превратились в районы, где белому человеку не стоит появляться, в эти зоны не рекомендуется соваться даже полиции. Экономика Европы постепенно умирает. Не будь Израиля, его стоило бы выдумать, в противном случае демонстрации проводились бы против политики собственных правительств. Однако Израиль есть, и поэтому беспорядки могут канализироваться в совершенно ином направлении. Даже в Греции, погибающей от экономических проблем, приведшим к нескольким смертям в результате беспорядков, удалось снизить накал демонстраций не в последней степени из-за того, что граждане принимали участие в направлявшейся к берегам Газы флотилии.

У Турции хватает настоящих, не надуманных проблем. Это и курдское сопротивление, и противостояние правящей исламистской партии и нерелигиозной националистической оппозиции. В то же утро, когда девять «мирных активистов» пали во время перехвата «флотилии Газы», в бою с курдскими повстанцами погибли семь турецких солдат и еще семь были ранены, из них три - тяжело. Как ни странно, турки не похоронили их на массовой церемонии, и никто не выразил официальный или какой иной протест в связи с их смертью. Вместо этого внимание целого народа было сосредоточено на Израиле. Израиль жизненно необходим Турции, он спасает турок от самих себя и от необходимости решать свои проблемы.

Израильско-палестинский конфликт спасает все правительства - от Венесуэлы до Малайзии. Он позволяет людям представлять себя «моральными активистами» и «борцами за гражданские права», предоставляет им платформу, пользуясь которой они могут проецировать свой гнев таким образом, чтобы не доставлять боль себе самим. В этом смысле каждый израильтянин спасает многие и многие жизни, заключает автор статьи в Jerusalem Post.
по материалам Zman.com

=======================================

http://www.infox.ru/science/human/2010/06/02/istoria_evreev.phtml

Генетики доказали единство еврейской диаспоры

Изучив геномы представителей еврейских общин, раскиданных по всему свету, генетики нашли следы общего предка. А разделение на отдельные генетические ветви началось примерно 2,5 тыс. лет назад.

Идентификацию еврейской нации на генетическом уровне провела команда специалистов из Медицинского центра Лангона при Университете Нью-Йорка (NYU Langone Medical Center) в сотрудничестве с Университетом в Тель-Авиве. Ученые использовали возможности современной молекулярной генетики, а именно полногеномный анализ однонуклеотидного полиморфизма, чтобы оценить общность происхождения еврейской диаспоры в разных странах. И окончательно ответить на вопрос, что связывает евреев, генетические корни или только вероисповедание.

ДНК для анализа ученые взяли в семи еврейских популяциях: у евреев иранских, иракских, сирийских, итальянских, турецких, греческих и евреев-ашкенази. Некоторые из них, правда, живут в Нью-Йорке, но все их бабушки-дедушки с обеих сторон происходят из еврейской диаспоры перечисленных стран. После тщательного отбора экспериментаторы исключили родственные связи между участниками, оставив из 305 образцов только 237. Для сравнения генетики использовали базу данных по 4 тыс. европейцев, азиатов и американцев нееврейского происхождения.

В изучаемых геномах с использованием метода ДНК-биочипов ученые сравнили более 360 тыс. СНИПов (разбросанные по геному вариабельные участки, в которых происходит замена нуклеотидов). Результаты позволяют судить о генетическом сходстве более точно, чем раньше, когда популяционный анализ проводили по гаплотипам митохондриальной ДНК и Y-хромосомы.
Изоляция порождает различия

Как говорят авторы работы, геномы индивидов, принадлежащих к разным популяциям евреев, группировались в соответствующие кластеры. Но эти ДНК разных кластеров больше походили друг на друга, чем на ДНК, взятые у неевреев. Во всех кластерах прослеживалось происхождение от общих предков (корни еврейской нации уходят на Средний Восток). А различия накапливались со временем из-за географической и генетической изоляции отдельных популяций.

Наиболее отличными от остальных и наиболее генетически близкими к средневосточным предкам оказались иранские и иракские евреи, они составляют группу мизрахов (евреи из исламских стран). Европейские популяции - сефарды (некогда изгнанные из Испании и расселившиеся в южноевропейских странах) и ашкенази (некогда жившие в германских землях) приобрели немалое генетическое сходство с нееврейскими популяциями Южной, Центральной и Восточной Европы. Примесь европейских генов оценивается у них в 20−40% (отсюда рыжие волосы и голубые глаза). Есть также и примесь североафриканских генов.

История по ДНК

Биологи вычислили, что ирано-иракские и европейские ветви евреев разделились 100−150 поколений назад. То есть с тех пор прошло около 2500 лет. Первые осели в Вавилоне и Персии и живут в той местности до сих пор, а вторые мигрировали (или были изгнаны) из Палестины и расселились по Европе.

Среди европейских популяций необычайной генетической однородностью отличаются евреи-ашкенази, говорят исследователи. Такое ощущение, что они все родственники максимум в пятом колене. Генетики объясняют это прохождением ашкенази через несколько «бутылочных горлышек» (когда популяция сильно сокращается в численности). Зато затем ашкенази увеличили численность с 50 тыс. в начале XV века до 5 млн в начале XIX века.

Основной вывод, к которому пришли ученые, таков: хотя еврейская диаспора состоит из нескольких географически изолированных групп, они связаны генетическими нитями и, следовательно, общим происхождением.

Попытка генетического осмысления истории евреев опубликована в журнале American Journal of Human Genetics.


евреи, разное

Previous post Next post
Up