Второй «Теарт» закончился, и я, наконец, решил написать ещё про два спектакля, которые смог посмотреть.
«Ничья длится мгновенье»
Российский академический молодежный театр
Россия, Москва
Режиссёр - Миндугас Карабаускис
© Виктория Герасимова
Спектакль, поставленный по малоизвестному роману литовского писателя о жизни гетто во время Второй мировой.
Пока смотрел спектакль, меня не отпускало восхищение от режиссёрского мастерства: экономность красок, элегантность и простота актёрской игры, шахматная точность мизансцен. Вот только не трогал меня спектакль... Я это списал на своё личное отношение к теме Холокоста. Я знаю и видел слишком много: и Треблинку, и Освенцим, и Яд Вашем... Мне кажется, что на определённом этапе эмоции выгорают и остаётся только впечатление о чём-то масштабно-ужасном.
Хотя было пару моментов, когда слёзы наворачивались на глаза. Например, когда бедному влюблённому парнишке, уже несколько дней безуспешно пытающемуся пронести в гетто ромашки для своей возлюбленной, другие мужчины отдают по цветочку, который каждый из них умудрился пронести вместе с оружием для восстания. Но - если бы цветочек был один, было бы точнее, как мне кажется, а «карусель», которую устроили четыре актёр, показалась бесконечно затянутой.
На следующий день после спектакля почитал критические статьи о нём и понял, что эмоционально безразличным остался не только я. Выходит, виной тому отсутствие пафоса, надрыва, сцен пыток и прочих «ужастиков»? Или не только мне тема Холокоста кажется выхолощенной до определённой степени?
«Персона. Мерилин»
Драматический театр им. Густава Холоубка
Польша, Варшава
Режиссёр - Кристиан Люпа
© Виктория Герасимова
А этого спектакля я ждал, пожалуй, больше всего. История нескольких дней из жизни Мэрилин Монро... Или всей её жизни. :)
На этом спектакле я остался ещё более холоден ко всему происходящему. Тягучая атмосфера, точная игра - всё было. Но чего-то не было. Я видел всё, что происходило, замечал символы, оценивал постмодернистские штучки. Например, мне очень понравилась видеозапись с репетиции, на которой актриса, игравшая главную роль, от своего имени рассуждала о том, как сложно играть Мэрилин. Это вывело спектакль на другой уровень, конечно, но... Но всё это я воспринимал аналитически-беспристрастно, безэмоционально.
Если честно, меня это очень расстроило. Потому что дело не только в этом спектакле, прослеживается тенденция - ни один из четырёх, объективно очень хороших, спектаклей, которые я посмотрел, не задел меня эмоционльная. Разум работает, сердце и душа скучают.