Брест. День 1.

Sep 13, 2011 22:05

Несколько недель назад я прочитал, что в Бресте в скором времени будет проходить шестнадцатый международный театральный фестиваль «Белая Вежа». «Как интересно», - подумал я, - «да и в Бресте давно хотелось побывать». Решено: еду.

И поехал.

В пятницу вечером я едва успел на ночной поезд: вскочил в ближайший вагон за минуту до отправления. Поезд оказался неудачным: мало того, что ехал долго и петлял по стране, так ещё и останавливался всюду, и всюду входили и выходили люди, разбирали и собирали постели, и ходили, ходили по вагону туда-сюда. Дева напротив слушала музыку в портативных ушных колонках, которые выглядели как наушники, но звук направляли наружу. В общем, ночь была прекрасная!

На вокзале в Бресте я быстренько забросил вещи в камеру хранения. Принцип работы забавный: платишь деньги в кассу, за них тебе выдают пятнадцатикопеечную монету. Чтобы забрать вещи, надо предъявить чек и получить ещё один пятиалтынный. А дома у меня где-то валяется целый мешок советских монет: знал бы, мог бы сэкономить. Правда, стоит ли искать этот мешок ради экономии в 950 рублей?..

Вещи остались на вокзале, а я направился в город. И сначала пошёл не в ту сторону, в более новые районы. Быстро, правда, сориентировался, развернулся, вырулил на проспект Ленина и направился к центру.

Сначала мне надо было забрать билеты на спектакли фестиваля в отделении одного белорусского банка. (Обойдёмся без рекламы!) Ведь билеты на фестиваль купить не так просто даже в Бресте, а уж в Минске и подавно проблема с этим. Но мне помогла подруга, у которой есть коллега в этом банке, который через профсоюз приобрел для меня эти билеты, да ещё и за полцены. И вот я нашёл нужное отделение. Правда, оно было закрыто, как мне сначала показалось. Я занервничал, постучал в двери, подергал за ручки, но ничего, само собой не произошло. Тогда я печально побрёл за угол и обнаружил, что есть ещё один вход. Открытый. Аллилуйя.

С билетами в сумке я пошёл дальше. Для начала дислоцировал площадь Ленина и Брестский академический театр драмы, чтобы знать, где я буду спектакли смотреть.



Приближение театра чувствовалось даже по цветочным горшкам.



А вот и сам театр.
У меня ещё оставалось пару до первого спектакля, и я пошёл гулять по центру города, заодно поглядывая на кафе и рестораны. Поглядывания огорчали - казалось, что весь общепит в Бресте работает с 12 часов. Но в 12 начинался спектакль, а идти на него голодным не хотелось...



Котики!
Спасение нашлось в виде «Арткафе» на улице Советской. Оно работало аж с 10 утра! Там-то я и заказал шницель с овощами. принесли его на удивление быстро. Но ещё больше меня удивил его размер: с две мои ладони. Очень небелорусская порция. )) На вкус оказалось тоже неплохо.



Несоветская Советская улица.
Позавтракав, я продолжил прогулку по Советской улице. Надо сказать, что эта улица - наименее Советская из всех улиц, что я видел в Бресте. Она пешеходная, с магазинчиками и кафешками, лавочками, кое-какими скульптурами. Такого пешеходного центра очень не хватает в Минске. (Обещают, правда, в 2013 году сделать. Посмотрим.)



Брест - первый белорусский город, получивший Магдебургское право.



Внизу вокруг постамента написана краткая история Бреста.



Здесь фонарщик зажигал первый фонарь с наступлением темноты, после чего зажигались все остальные.
Во время прогулки я нашёл краеведческий музей и музей спасённых исторических ценностей, куда я собирался заглянуть. Но - позже. А сейчас пришло время первого спектакля.

«Миры Кафки»
Theater am Sachsenring, Кёльн, Германия

Спектакль шёл в малом зале. На моём билете не был указан ряд, только место - 82. Оказалось, что там просто расставлены пронумерованные стулья. Моё место оказалось самым дальним и угловым, но зал небольшой, так что меня это не расстроило.

На стульях лежали своеобразные программки: списки слов и выражений к трём текстам Кафки, на основе которых был создан спектакль. Если честно, что они были, что их не было... Афиша обещала, что спектакль будет с переводом, но немцы решили по-другому. Я их понимаю6 им навязывали синхронный перевод, но это же натуральное убийство спектакля. Надтитры бы подошли больше, но немцы посчитали, что это тоже неудобно. Так что спектакль шёл без перевода. Я Кафку читал, хоть и не всё, так что один из трёх текстов я знал - классическое «Превращение». Ещё два текста приходилось додумывать - рассказ о пыточной машине и письмо Кафки собственному отцу.

Спектакль построен как игра воображения маленького мальчика, которого родители заперли в комнате за какое-то прегрешение. Эти воображаемые сцены разыгрывает один актёр - это моноспектакль. Играет он очень точно, мгновенно перевоплощается из маленького мальчика во взрослого отца... Самое, конечно, сложное - играть ребёнка. У него получается очень органично.

Много используются окружающие предметы: детская лейка превращается то в курительную трубку отца, то в носатое личико сестры Грегора Замзы, швейная машинка становится машиной для пыток, пол и стены раскаляются. Уровень спектакля высокий и жалко, что не можешь понять ещё и текст: всё-таки, Кафка это не только атмосфера...

После спектакля происходит то ли обсуждение, то ли творческая встреча: можно задавать вопросы актёру и другим авторам спектакля (кто есть кто непонятно - представить их забыли). Но на первом же вопросе становится ясно, что девочка-«переводчик» катастрофически не справляется. И на вопросы одних зрителей стали отвечать другие. Немцы при этом выглядели довольно растерянно. Кто-то возмущался, что ничего не понял и чувствовал себя «как баран», кто-то протестовал и говорил, что наоборот всё кристально ясно. Без вопроса «А в чём, всё-таки, смысл?» тоже не обошлось.

Время было ограничено. Немалую часть его заняла некая экзальтированная дама, пять минут расхваливавшая актёра и озвучивавшая свои сомнения, что в постановке спектакля есть заслуга режиссёра. Следующие пять минут выступал некий авторитетный дяденька, объяснявший нам, кто такой Кафка, как он предсказал фашизм и как знаменательно то, что немцы ставят сейчас такие политические спектакли по Кафке. Дяденька впоследствии оказался Марком Розовским...

Весь этот бубнёж меня напряг, и я пошёл гулять по музеям. Зашёл в краеведческий, протянул деньги и был ошарашен вопросом: «А вы куда?» Оказалось, музей закрыт на реконструкцию, и работают только две временные выставки. Кассирша посоветовала мне лучше пойти в музей спасённых ценностей, что я и сделал.

Все экспонаты музея - произведения искусства и предметы антиквариата, изъятые таможенниками при попытке их незаконного вывоза за рубеж. Коллекция не очень большая, но довольно разнообразная. Значительную её часть, правда, составляют иконы. В музее фотографировалась парочка молодожёнов, их сопровождала чья-то маман. Случайно я подслушал разговор маман с другой тетенькой, который меня позабавил. Они обсуждали немецкий фарфор XVII века. «Хатела бы ты сабе такую тарэлачку дадому?» - «Да ты што, ана ж вон трэснутая! Пабитую пасуду выкидывать нада, а не хранить!»

Дальше меня ожидал ещё один спектакль. В другом, правда, зале, который мне ещё надо было отыскать. Впрочем, это оказалось легко.

Вечер одноактных балетов  «Территория сна»
Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, Витебск, Беларусь

Про студию Дианы Юрченко я уже был наслышан, и вот представился случай их увидеть. Зал был заполнен плохо, что было мне н руку: билеты у меня были на предпоследний ряд, а в результате я уселся на восьмой, что для меня просто идеально.

Первый балет «Она» вызвал у меня смешанные чувства. Насколько я понял, это одна из ранних работ театра-студии. Хореографически красиво, но постановка была грязной: музыка постоянно обрывалась посреди музыкальной фразы, на экране было слайд-шоу, гордо названное видеорядом, состоявшее из странного набора фотографий с выкрученными цветами.

Второй балет «Территория сна» порадовал значительно больше. Экран убрали (и хорошо), осталась только музыка и хореография. И в этом балете в полной мере раскрылся талант и танцоров, и хореографов. Очень красиво и эмоционально.

Третий балет «Путевые заметки»  оказался ещё лучше. Он состоял из кратких хореографических миниатюр, созданных за десять лет существования театра. Миниатюры были одна лучше другой! Зал был в восторге. Я тоже. Моя любовь к современной хореографии, похоже, усиливается. =))

После балетов я поставил эксперимент: сколько времени надо чтобы дойти от театра до вокзала. Дело в том, что последний воскресный спектакль по расписанию кончался за полчаса до отбытия моего поезда, а учитывая тенденцию к задержке спектаклей, опоздать на поезд очень не хотелось. Путь у меня занял 15 минут. Стало ясно, что придётся ориентироваться по ситуации.

Дальше я снова гулял, кушал пиццу в кафе и ждал уличный спектакль.



Брестский нулевой километр на площади Ленина.
Проходил он на площади Ленина - центральной площади города, укомплектованной, само собой, памятником отцу революции. Сцена был огорожена, вокруг бродили милиционеры, неподалеку стояла машина скорой помощи.



В ожидании спектакля.
Народ начался собираться заранее и когда я пришёл, пробиться в первые ряды было нереально - если собирался стоять, разумеется. Я же разместил свою задницу на плитках и уселся впереди толпы. Потом, правда, чуток подумал, и подложил под ягодицы ежедневник - всё-таки спектакль намечался почти часовой.

«Fin Amor»
Театр Эволюции Теней, Познань, Польша

И вот спектакль начался. Появились фигуры на ходулях, побродили, попугали, зажгли какие-то огни и вывели убдто из публики двоих актёров, парня и девушку. И вдохнули в них любовь. Дальше была история испытаний их любви. Поставлено красочно, динамично и ярко. Чего только там не было: и разбросанные по площади перья, и дымовые завесы, и битвы, и оргии. Толпа радостно за всем этим наблюдала, периодически шугаясь от покидавших площадку актёров. В один из таких моментов мне отдавили ноги и сели на голову. Но голова осталась цела, так что я не расстроен.

Спектакль получился очень удачным. Может быть, не совсем уличным - взаимодействия со зрителем практически не было, а вся уличность состояла в том, что сцена была огорожена на площади. Но и ладно, спектакль всё равно хорош.

После спектакля я наконец встретился с Сергеем, которого нашёл на Каучсёрфинге и у которого должен был ночевать. Не очень удачно я приехал в этом плане: на него как раз свалилось куча всего и пообщаться толком нам не удалось. Но мы ещё встретимся! А тогда он отдал мне ключи и умчался на день рождения и мальчишник друга. Я же отправился в его квартиру. Квартира оказалась небольшим музеем современного искусства в самом центре Бреста. Нет, правда: разбирая вещи, я то и дело зависал и пялился на стены, рассматривая бесконечные фотографии, плакаты, открытки, предметы и надписи. Очень круто, скажу я вам! ))

Потом я ещё погулял, покушал, дождался Сергея, с которым мы поболтали и отправились спать. Следующий день был не менее насыщенным.

театр, белая вежа, поездки, брест

Previous post Next post
Up