Т.я. в газеті "День" мене випередив Коцарєв, інтерв*ю вийшло в "Газеті по-дніпровськи".
Пробачте, що російською, але така політика видання :(
Тарас Прохасько: «Размышления о себе - это один из наилучших способов времяпровождения»
Известный писатель поделился с «Газетой…» своим мнением о самодостаточности днепропетровских улиц, о своей «новой старой» книге и даже о новой власти
Тарас Прохасько пишет редко, но метко - каждое его издание, даже если это тоненькая брошюра с парой рассказов, становится целым событием в украинской литературе. На этот раз Прохасько собрал результаты всей своей 10-летней творческой деятельности под одной обложкой - в сборнике «БотакЄ». На прошой неделе автор презентовал книгу в днепропетровском Литературном музее. «Газета…» не упустила шанса поговорить с известным писателем, и не только о творчестве.
«Я заставляю читателя задуматься о себе»
- Тарас, расскажите о книге, которую Вы презентуете в Днепропетровске.
- Она является фактически итогом целого периода, который начался для меня 10 лет назад. Мне и самому интересно видеть все эти тексты вместе. Это похоже на дома на улице: каждый отдельный дом имеет свои особенности, а когда они вдруг оказываются в одном ряду, ничего как будто и не изменяется, но способ восприятия этих домов немного другой. Так же в этой книге: мне интересно, как короткие рассказы, опубликованные ранее отдельно, сосуществуют вместе.
- Каким будет следующий этап?
- Я чувствую, что мне захотелось написать роман в более привычном понимании, чтобы там был отработанный сюжет, яркие герои, диалоги, разговоры... Настоящий объемный роман.
- Вы в Днепропетровске второй раз. Какой образ города сформировался в вашей голове после нескольких приездов сюда?
- Это очень сложный город. Дело в том, что я привык к городам более организованным от самого их зарождения, каждый город имеет определенную структуру. А в Днепропетровске, кажется, нет конкретной структуры, он какой-то однородный. Я понимаю, что это мое первое впечатление, но организацию этого города сложно понять с первого взгляда. Вот как на рентгене у каждого человека видно кости, у этого города я их не увидел. Но это не значит, что их нет, просто они не бросаются в глаза с первого взгляда. Здесь кажется, что каждая улица является самодостаточной.
- Когда пишете, Вы думаете о своей конкретной целевой аудитории? Она есть?
- Я заметил, что моими читателями являются преимущественно люди от 18-20 до 40 с чем-то. Это люди, которые много читали другого, и для которых не обязательно, чтобы в книге был яркий сюжет, точные действия… Они получили это все в других книгах, а здесь они готовы к тому, что книгу нельзя пересказать, она побуждает к соавторству, чтобы читатель сделал собственные выводы о своей жизни.
- Что такое принцип флористики, о котором написано в аннотации к книге?
- Поскольку я по образованию биолог, воспользовался таким термином. Принцип флористики - это когда исследывается совокупность всех растений, которые растут на определенной территории. Так же эти рассказы - они очень разные, но идет речь всегда об одном и том же. Речь о том, что размышления о себе - это один из наилучших способов времяпровождения.
- А какая Ваша литературная цель? Вы просто получаете удовольствие от написания, или это определенная миссия?
- Конечно, у меня есть миссия! Моя миссия - в том, что я заставляю читателя задуматься о себе. Не обо мне и не о материале, а о себе. По-другому мир никак не изменить, кроме как начать думать о нем иначе. Это побуждение к думанию о себе самом является для меня самой главной целью, сверхзадачей того, что я пишу.
- После общения с читателями, Вы понимаете, что Вам удается осуществлять эту цель?
- Мне кажется, что да. Одна из особенностей того, что я пишу - это чтение не заходит легко, надо приложить определенные усилия, чтобы «вчитаться». И когда люди переходят через это, - значит, с ними все хорошо.
«Важно отличать ностальгию по режиму и по своей молодости»
- Вы живете в самом Ивано-Франковске, или где-то в предместье?
- Я живу в самом Франковске, по крайней мере так считается, но я имею старый родовой дом в горах и очень часто там бываю, та местность мне очень интересна как литературное место, и потому в очень многих своих произведениях идет речь именно о той местности, а не о самом Франковске. И для того, чтобы начать писать, мне надо туда поехать хотя бы на несколько дней, чтобы войти в особое настроение. Если уже я там начну, то заканчивать могу где угодно.
- Когда Вы приезжаете в Восточную Украину, Вы чувствуете раскол страны?
- Я на этот комплекс вопросов имею свой взгляд. Я считаю, что однозначно в разных частях Украины живут разные люди, но зачем это связывать с понятием раскола? Очень важно признать, что мы разные. И эта разность не должна искусственно стираться, мы не должны себе говорить, что, мол, мы - один народ. Люди везде одинаковые, в целом мире. Но то, что здесь и психология, и ментальность иная - это ясно. Как по мне, это только дополнительный плюс стране, а не проблема, которая препятствует жить и добиваться светлого будущего.
- На презентации зашла речь о Советском союзе. Чувствуете ли Вы, как он повлиял на ваше мышление?
- Да, конечно. Это была очень серьезная эпоха для формирования меня. Это была милая абсурдность, но то что называется homo sovetikus - это есть в каждом, кто сквозь него прошел. У меня определенная шизофрения, такое раздвоение сформировалось: с детства я знал, что советский союз - это зло, но, с другой стороны, я в этом зле жил, я против него не воевал, не боролся. Это такое состояние постоянного антисоветизма. При том, что ты постоянно участвуешь в ежедневных проявлениях этой советской жизни... Мне кажется, что эта двойственность морали больше всего и повлияла на меня теперешнего.
- Есть ностальгия по тем временам?
- Конечно, потому что это было детство и юность. Но есть большая ошибка, когда многие люди ностальгируют по советскому союзу, но делают из этого какие-то идеологические выводы. Мол, это была крутая страна, или прекрасный режим, или нормальная идеология. Но прежде всего это ностальгия частная, и если бы он жил в другой стране, то так же грустил бы за этой юностью и молодостью. Очень важно отличать ностальгию по режиму и по своей молодости.
- Говорят, что в стране такая власть, на которую заслуживает народ. Значит, мы сами заслужили то, что сейчас происходит?
- Да, когда так называемая демократия уже является реальностью, то это есть власть, действительно выбранная народом. И мне кажется, что мы заслуживаем такую власть потому, что по своей сути большинство из наших людей придерживаются еще старых, давних, немодерных понятий. Касательно того, какие отношения должны быть между гражданами и властью. Мне кажется, что мы пока на той стадии, что какой бы власть не была, даже выбранная нами, она сразу становится плохой, потому что все другие механизмы отношений являются настолько несовершенными, что мы просто не знаем, какой власть должна быть.
- Сейчас в Украине происходят массовые акции. Как Вы думаете, этим можно что-то изменить? Вы принимаете в них участие?
- Я не хочу выглядеть пессимистом, но мне кажется, что нынешние акции - это иллюстрация к предыдущему вашему вопросу. Это неправильная постановка проблемы. Как бы не закончились эти акции, они не приведут к принципиальным изменениям. Все наши протестные движения направлены не в ту точку. Образно говоря, они направлены по окнам мансарды, а не по стенам первого этажа. Идет речь о том, что надо изменить принципиальные вещи. Хотя казалось бы, что может быть принципиальнее, чем налоговый кодекс? Но есть более глубокие вещи, которые требуют изменений - сам механизм выработки этих кодексов например. То есть как бы эта акция не закончилась, это в любом случае будет поражением.
Тетяна ГОНЧЕНКО, Газета по-дніпровськи