Click to view
Посмотрите этот видеоролик. Дело даже не в том, что я поклонник творчества Игоря Карташёва. В данном случае, хотелось бы обратить внимание на содержание конкретной песни. Это исповедь человека, покончившего жизнь самоубийством, в эмиграции. Обратите внимание на его слова - «кто русским был…». Как режет слух это - «был». В этой короткой песне, очень ярко обрисована, так называемая, «трагедия маленького человека», человека мирной профессии, ставшего солдатом на братоубийственной войне. Он принял сторону тех, кто, фигурально выражаясь, любил то, что не любил он и все вместе, они проиграли. Такие люди были на самом деле. Мне о них рассказывала бабушка (мать отца) и прабабушка (я застал её живой). В 30-е годы, после смерти кормильца семьи (прадеда по этой линии), им разрешили вернуться в СССР из эмиграции. Последние слова прадеда были: «Вернитесь на Родину, здесь жить не стоит…».
В СССР прабабке разрешили не работать, но предупредили, что в таком случае у неё не будет никакой пенсии. Она и не работала официально, вырастила, выучила и отдала замуж двух дочерей, которые потом стали содержать её. По меркам ещё царской России, это было вполне нормальное явление. А в советское время, на таких посматривали косо, хотя в данном случае ничего и не говорили. Дело в том, что по профессии, моя прабабка была белошвейкой. Причём одной из самых лучших белошвеек. Шила вручную нижнеё бельё для самой разной знати высокого уровня, а позже для семей советской партийной элиты. Знала немыслимое количество самых различных видов швов. Какие-то там «дворянские», «крестьянские», «русские», «французские», шов «вензелями» и т.п., уверяла, что в совершенстве владеет всеми видами какой-то «глади» (Примечание: вообще не знаю, что это такое, только пуговицы умею пришивать, а зашивать приходилось лишь резаные раны товарищам и то, в тех случаях, когда не было возможности обратиться к врачам). Вот так и прожила всю жизнь - шила, шила, шила. Только в 90 лет, у неё начало сдавать зрение. Очень гордилась собой, ведь она сама, одна, вырастила двух дочерей в очень трудных условиях. Дочки чувствовали себя с ней, как за «каменной стеной». Любопытный момент - в семье неоднократно упоминалось, что прабабка хорошо стреляла из револьвера, и умело владела холодным оружием (стилетом и маленьким кинжалом). Никаких подробностей, правда, не помню, слишком маленьким был тогда ещё.
Ниже, желающие могут посмотреть документальные кадры последнего парада тех, кого называли белогвардейцами. Это Владивосток. 1922 год. Последний праздник. Всмотритесь в лица простых обывателей. Они всё ещё живут прошлой жизнью, на что-то надеются, о чём-то мечтают. Через каких-то полгода, их ждёт страшная трагедия. Всё будет, как в песне: «Отступать дальше некуда, сзади Японское море. Здесь кончается наша Россия и мы».
Click to view