Нет, я не сторонник патрулирования московских вокзалов казаками. Совсем не сторонник. Но, мне интересен такой аспект - казакам в Москве вообще сильно удивляются. Вот два примера из личной практики, оба случая произошли где-то лет шесть - семь назад, почти одновременно (с небольшим интервалом):
Случай первый. Был проездом в Москве, на машине. Посетил несколько инстанций. Был в форме и не стал переодеваться. Вечером, перед отъездом зашёл в небольшой супермаркет на окраине столицы, кое-чего прикупить на дальнейшую дорогу. Зашёл в магазин, выбираю минералку. Невольно обращаю внимание, что на меня все смотрят. Посмотрелся в отражение одной витрин. Форма в порядке. А на меня глазеют. При этом в магазине находились: Несколько кавказцев, группа среднеазиатов, человек восемь где-то (по всей видимости, это были узбеки, но точно сказать не могу, один из них был сильно похож на туркмена), парочка вьетнамцев и негр (тщательно выбирал шоколадки, кому-то на подарок, наверное). Они ни у кого удивления не вызывали (и друг у друга тоже). А я вот такой необычный, оказывается. Ну, да ладно, купил чего надо было, подхожу к одной из касс. А среднеазиатская компания там, как раз, с продавцом о чём-то спорит. Спорят и спорят. Продавец просит их подождать, кого-то там позвал, эти граждане ждут, но от кассы не отходят. Я культурно так спрашиваю продавца: «Если сам кассовый аппарат не занят и работает, можно меня пока обслужить?». Продавец кивает. И тут один из этой компании загораживает мне дорогу и что-то говорит на своём языке, тыча пальцем в меня. Его приятели начинают хохотать. Вообще-то я некоторые слова на тюркских языках разбираю (бывал в Средней Азии и не только там) и смысл сказанного понял. Оглядел я их повнимательней. Все в моей весовой категории (т.е. - техническая постановка и точность удара необязательны, достаточно сильно ударить по выражению лица и отдельно взятый оппонент может поменять свои планы на ближайшие несколько минут). Ничего особо страшного для бывшего рукопашника, короче (хотя и приятного, как говорится, мало что-то). Памятуя о том, что «наглость - второе счастье», говорю им спокойно-преспокойно, отдельно смакуя слова, примерно следующее: «Я из вертолётно-конного мобильно-оперативного подразделения казачьей группы войск (чего только ни придумаешь бывает, что бы сбить с толку). А ты - рот закрыл, быстро (один хотел чего-то прокомментировать). Сейчас выходим из магазина, строимся и по одному подходим к моей машине. Будем делать проверку документов и вы узнаете настоящее значение слов «казак» и «сиктым». Всё понятно, а, плять?». Ну, расплатился, вышел из магазина. Быстро, по-армейски, переоделся в спортивный костюм прямо на улице, около машины. Я ничего не стесняюсь, кстати (что, прохожие худых ног и чёрных трусов раньше никогда не видали, что ли?). Со мной было ещё двое казаков (один из них, в прошлом, известный спортсмен, тяжеловес), они тоже вышли из машины. Достал я из-под сиденья «дубинатор» (по виду тогдашней моей основной деятельности у меня было разрешение на различные спецсредства). Жду. Выходят. Я им кричу: «Ну-ка, сюда. Быстро. Бегом». Наверное, скороговоркой я это прокричал. Поняли они только слово «бегом». Как ломанулись в обратную от меня сторону. Ну, что тут поделаешь? Сдача нормативов по кроссовой подготовке, в этот вечер, в мои планы не входила, не стал я их догонять, конечно.
Случай второй. Были мы (казаки нашего казачьего подразделения) на строевом смотре в Москве. Смотр проходил на плацу автомобильной базы Генштаба ВС (там очень большой плац и вместились все подразделения, приехавшие со всей страны, нашему же подразделению там вручили отдельный штандарт, об этом был отдельный новостной сюжет по ТВ, а местная группа телевизионщиков, так вообще, с нами вместе и ездила). Сразу после смотра, поехали обратно. Ну, только выехали из Москвы на трассу (для этой поездки я специально арендовал отдельный автобус для своих казаков), казаки мне и говорят: «Атаман! Давай немного отметим это дело». Я так подумал, подумал и согласился. Вообще-то я казакам, ни когда они в дороге, ни когда они в форме пить не разрешаю категорически. Но тут случай несколько особый. Побывали казаки в Москве, а саму Москву так и не поглядели, обидно некоторым парням стало (сам-то я в столице раз сто бывал, наверное, на всё давно нагляделся вдосталь). Опять же - награду получили коллективную. Разрешил я это дело, короче. Но заранее объявил, что находим кафе, там кушаем, а алкоголь из расчёта около полбутылки водки на человека. Там пьём и с собой не берём (впоследствии, у одного из казаков, мой походный атаман всё же нашёл припрятанную бутылку, остановил автобус и наглядно бутылку разбил). На том и сошлись. Приглядели подмосковное кафе недалеко от дороги. Видим - кафешка просторная (значит, всех, пятьдесят человек, вместит одновременно) и на стоянке для машин ни одного автомобиля не припарковано (значит, никого вообще в ней нет). А то, что написано, что кухня там кавказская, ничего страшного, казакам в походе не привыкать есть пищу иноплемённую. Заходим, значит. Походному атаману сразу и говорю, чтобы он построил предварительно казаков в холле (чтобы они по одному к умывальникам подходили и вымыв руки организованно рассаживались в зале за столы), а я пойду пока с хозяином насчёт водки переговорю. А хозяин заведения сидел в пустом зале и играл в нарды с работниками. Увидев меня, он уронил нарды на пол (пытался резко встать, а живот помешал, только со второго раза он вспомнил, что сначала нужно стул отодвинуть) и на цвет лица какой-то совсем тёмный сделался. Мне кажется, что если бы к нему заглянули инопланетяне с целью взять на междупланетную экспертизу образец шашлыка, он удивился бы поменьше всё же.
Небольшое отступление: В общем-то, владельца кафе можно понять, если поглядеть на данное событие его глазами: Никого нет. Ни из клиентов, ни в окрестностях вообще. Пустота, скука. И вдруг внезапно заходит более взвода казаков, совершенно в одинаковой форме и начинают строиться прямо в его заведении. У некоторых сбоку висят кобуры с оружием (холодное оружие мы оставили в автобусе, но некоторые носили с собой в кобурах «Макарычи», тогда была мода у казаков на этот газово-травматический пистолет, внешне ничем практически неотличимый от реального «Макарова»). А один из казаков подходит и спрашивает: «Ящик водки у тебя есть?». Впрочем, хозяин кафешки, ещё крепкий и бывалый человек оказался, сразу видно. Если бы я, например, был владельцем специализированного казачьего кафе где-нибудь в районе нашей области и ко мне бы зашли и начали строиться чеченские бородачи, также например, с кобурами на поясных ремнях, то мне бы тоже сильно поплохело бы от увиденного (а инсульт, так вообще штука такая - раз и готово, с каждым случиться может). Есть у нас разногласия в обществе. Есть. Некоторые слои населения ещё не готовы морально к открытой встрече с представителями некоторых других слоёв населения.
Посидели мы неплохо там. Отдохнули. Песни казачьи попели немножко. Расплатились и уехали. Когда казаки уже усаживались в автобус, ко мне подошёл один их работников этого заведения, подсобный рабочий, русский и говорит: «Зря ты, атаман, бумажник с деньгами достал. Если бы ты вообще не заплатил, хозяин и не обиделся бы даже. Посчитал бы, что угостил гостей за счёт заведения. Уж больно сильно вы ему понравились». Ну, я ничего не ответил. Улыбнулся и залез в автобус. Конечно, понравились. Очень заметно было, ага.
Вывод: Создалось у меня впечатление, что казакам в Москве-городе удивляются, завидев. Таджикам, азербайджанцам, китайцам, неграм и многим-многим другим не удивляются совершенно, воспринимают это как само собой разумеющееся явление для стольного града, а вот появление казаков кажется москвичам чем-то из ряда вон выходящим. Удивляет, по крайней мере. Объяснение обычно даётся такое: «А казаков здесь, в Москве, никогда не было!». А вьетнамцы и молдаване, значит, всегда были, да? Ну, я не берусь, конечно, с исторической точки зрения, твёрдо утверждать, что Москва именно казаками основана, но то, что никогда казаков в этих краях не было - неправда. Были. И в самой Москве и в Подмосковье. Два самых известных (но далеко не единственных, в своём роде) исторических примера:
1). До революции. В Москве дислоцировался постоянно (был расквартирован) 1-й Донской казачий полк. Старшинство полка - 1570 год (примечание: по традициям российской армии, старшинство полков, может не совпадать с фактической датой создания данного полка, если в его состав вошла часть ранее созданного полка). В 1835 году был сформирован как отдельная войсковая единица - полк. В 1850 году полк был пожалован особым полковым Георгиевским знаменем за усмирение Трансильвании (это историческая область на северо-западе Румынии). Местом дислокации этого казачьего подразделения был город Торжок Тверской губернии. С 1877 года, после участия в освобождении Болгарии, местом постоянной дислокации казачьего полка стал город Москва.
Полковой праздник отмечается 17 октября. Последний из известных полковых героев - есаул Платонов Иван Андреевич. Во время I Мировой войны с 25-ю казаками внезапно атаковал эскадрон немецких гусар (около 200 всадников). В завязавшейся рубке 20-ть немецких гусар погибло, остальные спаслись бегством.
Николаевские казармы. Данный комплекс, состоящий из шести основных зданий, был предназначен для размещения московского гарнизона. Комплекс примыкал к Ходынскому полю и имел ряд вспомогательных построек. Три здания (из шести) занимал 1-й Донской казачий полк.
Казаки в Москве.
Казаки на посту.
Разумеется, различные казачьи подразделения были расквартированы и по всему Подмосковью.
Казаки в Московской губернии.
2). Казаки в битве за Москву.
Это произошло 19 ноября 1941 года. В хронике это отражено так: «Батальон пехоты противника с 31 танком, артиллерией и минометами занял Шелудьково, высоту 236,1, окраину Федюково и начал продвигаться вперёд. Там их встретил 4-й эскадрон 37-го Армавирского кавалерийского полка. Наступление противника было сорвано, он отступил».
4-й эскадрон изначально состоял из кубанских казаков-родственников. В нем служили братья Киричковы (В. Н., Г. Н., И. Н.), Зруевы (И. П., Я. П.), близкие родственники - казаки Гончаровы (Д. Д. и Ст. К.), Гридины (А. Т. и Д. Л.), Дергачевы (А. и Д. И.), Ковалевы (В. Ф. и Я. В.), Рожковы (В. Ф. и П. С.), Шаповаловы (Т. А. и В. Г.) и другие. Эскадрон был очень потрёпан в непрерывных сражениях и на момент боя из 108 казаков эскадрона в нём оставалось только 37 человек. Все уже ощутили на себе горечь родственной утраты и чувствовали непреодолимую ненависть к врагу. Например, из трёх братьев Киричковых в живых оставался только один. Вот эти 37-мь (!) казаков и приняли неравный бой с наступающим противником. Казаки, поняв, что принимают свой последний бой, пожалели только своих коней и по старинной казачьей традиции отпустили их на волю. Танки были встречены гранатами и бутылками с горючей смесью, а пехота - стрельбой из винтовок и пулемета. Не сумев с ходу сломить упорное сопротивление кубанцев лобовыми атаками, гитлеровцы предприняли обходной маневр, обошли позиции эскадрона и ударили с тыла. Горстка тяжелораненых воинов встретила их, заняв оборону в ближайшей ложбине. Те, кто еще мог двигаться, бросились на танки с бутылками с горючей смесью.
На месте смертельного боя казаков с врагами осталось 28-мь подбитых, брошенных догорать немецких танков и около сотни убитых немецких солдат. Эту картину наблюдал Александр Копылов, присланный командованием с приказом об отступлении (несколько казаков, посланных ранее с тем же приказом верхом, не добрались, были убиты, Копылов же часть пути добирался ползком) и жители деревень Федюково и Шелудьково. Отступать было уже некому. Все 37-мь казаков погибли. Но отступил противник. После таких потерь, его наступление стало бессмысленным. Как пишут в таких случаях журналисты и писатели: «Враг получил жестокий отпор».
19 ноября 2006 года, на месте боя, около деревни Федюково, кубанскими казаками был установлен поклонный крест.
Поклонный крест у деревни Федюково.
Конечно же, во время Великой Отечественной войны, казаки были не только в конных подразделениях. Например, мой дед - участник обороны Москвы, был награждён соответствующей за это медалью. Его репрессировали уже после войны, в 1947 году, и все награды забрали, когда же он был реабилитирован, то вернули только корочки (с дырочками и печатью от НКВД).
Всё прочли? Точно? А теперь покажите мне, где в Москве и Подмосковье размещались казармы вьетнамского и таджикского полков. Покажите мне захоронение горстки азербайджанцев, остановивших ценой своей жизни немецкие танки. Познакомьте же, в конце-то концов, меня с негром, дед которого носил медаль «За оборону Москвы».
P.S. И ещё: Если какой-нибудь «хомячок», уже в сто какой-то очередной раз пришлёт мне ссылку на статью о том, что казаки воевали и на стороне немцев (чтобы я сильно-сильно удивился и заплакал, надо полагать), я пошлю его туда, где ему и место, с моей точки зрения. Если умеет «гуглить» (очень серьёзное и высокоинтеллектуальное умение, конечно), то пусть уж сразу все ссылки найдёт, про русских власовцев, украинских бандеровцев, про крымских татар, которые, вообще, почти в полном составе воевали на стороне рейха, про добровольческие подразделения калмыцкого корпуса, действовавшие в советском тылу. А также про: Кавказско-магометанский легион (из азербайджанцев, дагестанцев, ингушей и чеченцев), грузинский легион (из грузин, осетин и абхазов), армянский легион и т.п. (всего на стороне немцев воевало 102 300 кавказцев), туркестанский легион (только из добровольцев - туркменов, узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков и таджиков), 162-ю Туркменскую пехотную дивизию, белорусскую, эстонскую и латышские дивизии и т.д. Пусть найдёт сразу всё и про всех. Зачем только про казаков. Найдёт и … себе оставит. На память. Мне ссылки посылать не надо, я в курсе.
На самом деле, я очень терпимо ко всем отношусь, но мне не может понравиться, когда меня пытаются унизить по какому-либо одному признаку. Например, лишь за то, что я - казак. Подумайте об этом, если есть чем думать, конечно. А почему я не сторонник патрулирования московских вокзалов казаками, расскажу во второй части поста.