Из истории славян. Легенды и предания. Часть I. Республика феминисток.

Sep 14, 2012 23:12




Это рассказ о республике феминисток, существовавшей в VIII веке.


Произошло это в Богемии. Согласно некоторым источникам, а также легендам и преданиям, первым князем объединившим ряд чешских племён был некто по имени Крок (есть очень странная легенда, что он и Краков основал, но сейчас речь не об этом).  Дочь и наследница его, Либуше (та самая, которая считается основательницей Праги), вышла замуж за Пржемысла (основатель княжеской династии Пржемысловичей) простого пахаря (уроженца села Стадицы из племени лемузов, серболужицкого происхождения). Она была очень мудрой правительницей, провидицей и предсказательницей. По одной из версий считается, что при ней была отдельная женская дружина из женщин-воительниц сарматского происхождения (сарматы сыграли определённую роль в этногенезе славянских народов). Некоторые из сарматских племён были жёноуправляемые. После распада этих племенных образований, какое-то время в Европе существовали наёмные отряды из женщин-поляниц. А мужеуправляемые сарматские племена, в свою очередь, составили военную элиту ряда государств (например, от них вела своё происхождение польская шляхта). По другой версии - княгиня предоставила своим подданным женского пола, ряд особых льгот (увы, неизвестно каких именно), искусственно замедлив тем самым переход чешских племен от матриархата к патриархальному строю.

Необходимое отступление: Во всех ли племенах обязательно был матриархат и перешёл ли он в патриархат, науке доподлинно не известно. Если моя память не изменяет мне слишком сильно, то матриархат вообще придумал французский миссионер-иезуит Лафито для своих пропагандистских целей. А Фридриху Энгельсу эта идея очень понравилась  и он начал заявлять на весь мир, что «порабощение женского пола мужским» является «первым классовым угнетением» и «невыносимо скучное семейное сожительство, которое называют семейным счастьем» надо разрушить.



Памятник Пржемыслу и княгине Либуше.
Как бы там ни было, но после смерти Либуше часть женщин взбунтовалась (толи льготы отменили, толи  женскую дружину распустили, неизвестно). Восстание возглавила воительница Власта. Кстати, имя Власта и означает - «властная» (встречается и сейчас, например, министром обороны Чехии с 2007 по 2009 год была Власта Парканова). В 739 году, женщины-бунтарки поубивали своих мужей и организовали независимую женскую республику (территорию вокруг замка Девин). Мужчинам, попавшим под власть женщин в этой республике, запрещалось носить оружие, а ездить на лошади им разрешалось только в дамском седле.  Мужчины были обязаны заниматься только сельским и домашним хозяйством (работать в поле и по дому). Женщины носили доспехи и проводили время в занятиях военными упражнениями. Правом выбора супруга, само собой, обладали только женщины. Власта обнародовала конституцию республики, закрепляющую такое положение вещей и призвала к борьбе за господство женщин в, так сказать, всемирном масштабе. Восемь лет подряд князь Пржемысл предлагал воительницам заключить мир, просил и уговаривал, но надменная Власта, уверенная в будущем победном шествии феминистического движения по «городам и весям», отвергала всякие попытки примирения. Продолжалось непрерывное формирование женских военных отрядов, совершались набеги на соседние области с целью захвата мужчин (для последующего обращения их в рабов). Была взята под контроль и основная проезжая дорога, пересекающая всю Богемию.
Что случилось дальше? Вот тут славянские предания очень скромны. Про Власту и верных её феминисток расписано очень конкретно, с датами, событиями и т.д., все источники здесь не расходятся. А вот про то, как именно с ней справились и расправились, рассказывается очень смазано, в общих чертах, в каждом предании это описано совершенно по-разному. Вроде бы был бунт мужчин, вроде бы хитрость какую-то придумали. Ничего не ясно совершенно. Кроме того, в последующие века, многие писатели насочиняли по мотивам произошедшего много всяких художественных сочинений (сказок, баллад, стихов и т.п.), ввели в них различные придуманные сюжетные линии, с историями о страстной любви одних выдуманных персонажей к другим выдуманным персонажам, чем всё окончательно запутали. А, между прочим, легенда о том, как было уничтожено государство женщин-воительниц, есть. В этой легенде, наоборот, ничего не сообщается о создании женской республики, но подробно описано как именно она была уничтожена. Только это не славянская легенда, а немецкая. Общий смысл всех пересказов этой легенды, примерно такой (вот мой собственный обобщённый вольный пересказ):
Так однажды случилось, что по основной проезжей дороге, пересекающей данную местность, проходил со своим войском один немецкий герцог. Он спешил на соединение с войсками какого-то союзника для одного очень нужного дела (совместной грабительско-военной операции в юго-восточных землях) и имел договорённости с местным руководством (наверное, с князем Пржемыслом) о беспрепятственном проходе его войск через Богемию. Про феминисток он или не знал вообще или просто не воспринимал подобную информацию всерьёз. И тут на авангард его войска внезапно было совершено дерзкое нападение. Нескольких человек захватили в плен. Старый вояка был ошеломлён и повелел найти каких-нибудь местных жителей, что бы узнать про творящийся здесь беспредел. К нему привели несколько местных мужичков, а те, видя, что перед ними человек авторитетный и крутой, сразу начали жалиться и плакаться. Всё-всё ему про феминисток и рассказали. Все извращения описали в ярких красках. Герцог был христианином и, как бы сейчас сказали, мужчиной традиционной сексуальной ориентации и придерживался традиционных же представлений о семейных ценностях. Он просто взбесился от услышанных гадостей и принял решение развернуть армию и пойти в наступление на нового врага. Кроме того, ему стало жалко своих бойцов, захваченных в плен. По всей видимости, он также придерживался и пропагандистской теории о том, что «солдаты вермахта своих на войне не бросают».  Войска форсированным маршем подошли к замку Девин и осадили его. На рассвете были посланы парламентёры. Глашатай у стен замка объявил, что представители доблестной германской военщины предлагают капитуляцию противника женского пола на следующих условиях: Захваченные в заложники, в результате террористической операции, немецкие солдаты немедленно освобождаются, а феминистки-амазонки складывают оружие, принимают христианскую веру и отправляются монахинями в монастыри, чтобы молитвой и последующим послушанием искупить своё участие в языческо-сексуальных извращениях, применение насилия к особям мужского пола и прочих злодеяниях. Предводительница феминисток отнеслась к данному заявлению с большой долей презрения. Немудрено, ведь перед ней были всего лишь мужчины, низшие существа, жалкие ничтожества. Не дожидаясь истечения срока ультиматума, который и не был принят всерьёз, все пленные заложники были обезглавлены и отрубленные головы сброшены с высоты крепостных стен под ноги парламентариям. Сразу после этого, ворота замка распахнулись, и знаменитая женская конная дружина вылетела стрелой, в едином порыве  атаковав противника, сминая и кромсая ряды осаждавших. Амазонкам приходилось видеть и большее количество противников и страха перед врагами они не испытывали совершенно. Впереди была Власта, подающая личной доблестью пример остальным. Она не учла лишь того, что в этот раз перед ней оказались не княжеские дружинники-охранники, розовощекие славянские увальни, с копьями и дубинками, а хорошо вооруженные и оснащённые профессионалы, чьим бизнесом являлось непрерывное убийство себе подобных (германские семьи ведь тоже надо было кормить как-то, они же тоже усиленно размножались в те времена). Власту сбили с коня на землю и сразу перерезали ей горло. Лишившись предводительницы, феминистки были разбиты, хотя сражались они упорно, до самого конца и в плен удалось взять очень немногих. Взятые в плен женщины отказались, так сказать, давать какие-либо показания, а также каяться в содеянном. Только упрямо твердили, что это земля женщин. «Ну, вот земле это и расскажите», - сказал герцог и повелел закопать их в землю живьём.



Так выглядит замок Девин сейчас.
За феминисток герцогу отомстили … его собственные потомки. Впоследствии он получил прозвище «Победитель женщин», и стал персонажем легенды, имеющей ярко выраженный сатирический оттенок. Ну, ещё бы, ведь вместо того, чтобы заниматься делом достойным германского мужчины (убивать за деньги других мужчин) он, в общем-то, забесплатно (добыча-то была никакая - женские вещи всякие), поубивал каких-то баб. Опозорил великий германский народ ещё в те времена, подлец такой.
Вот как-то так. И с тех пор, как подытожил автор уже чешской хроники: «...наши женщины находятся под властью мужчин». С феминизмом, в те времена, удалось разобраться, короче. Что скажете? Ещё легенд порассказать каких-нибудь?

P.S. Вот, что немножечко удивило меня в немецком варианте легенды, так это способ показательной казни. Показательная казнь (в отличие от обычной)  для разных народов всегда имела свои традиции, своё религиозное и практическое значение. Дело в том, что живьём в землю закапывали своих врагов, как раз таки народы сарматского происхождения (привыкли изначально жить в бескрайней степи), а вот рубить головы и ими бросаться, любили именно германцы (проверяли таким способом ловкость удара, силу броска, заточку оружия и т.п.).  А тут - наоборот. Видимо этим, участники событий хотели показать, что знают и уважают обычаи другой стороны. Такой вот «культурообмен» Запада и Востока. Кстати, показательная казнь у славян - сажание на кол. Славянские посёлки огораживались частоколом, и некоторые колы изначально были значительно выше других. Это было заранее заготовленное «место» на случай поимки особо опасных преступников. Подходит к такому посёлку путешественник и видит - на кольях дядьки разные сидят. Он сразу понимает, что в данном посёлке соблюдается закон и порядок. Попустительства хулиганью не будет. Странник сразу проникается должным уважением к заведённому обычаю и начинает искать местного старосту, чтобы ему немного «забашлять» на всякий случай. Да уж … времена и нравы.

Из истории славян. Легенды и предания, История

Previous post Next post
Up