Получил предложение поработать по специальности.

Jun 03, 2007 02:55

Вернее, мне так сначала показалось. Культурология, религиоведение, все дела. При ближайшем рассмотрении, правда, выяснилось, что суть работы вот какая: "что-то школьные учебники в России больно милитаристические, так есть западный грант на написать новые, чтоб побед было поменьше". Мягко объяснил, что культуролог и культуртрегер - это всё-таки разные специальности. А потом немного подумал и, кажется, понял, почему столь многие национал-патриоты считают, что "нерусь" - это гуманитарная специальность. Некоторые, из технарей, даже, кажется, полагают, что единственная.

В самом деле, почему в приличном обществе сейчас стыдно называться интеллигентом? Тяжкое наследие рабоче-крестьянского презрения к "антилихенции" а-ля Глеб Капустин: "Люблю по носу щелкнуть - не задирайся выше ватерлинии"? Мысль льстивая - пенять на зеркало вообще приятно. Но вряд ли такая мотивация присуща, например, darkhon. Да и вообще, льстить себе дело некрасивое.

Я думаю, что понятие "интеллигенция" родственно понятию "аристократия". Аристократия духа, ага. :) Оба слова могут быть и похвалой, и ругательством. Причём оба раза - заслуженно.

Аристократия бывает служилая и наследственная. Различие заключается в том, что первая свой особый статус обязана постоянно поддерживать заслугами, вторая же получает его по наследству. Как мы помним из истории, изначально это предполагает наследственную передачу особого статуса вместе с особыми обязанностями. Затем обязанностей постепенно становится меньше, прав - больше, наконец, какой-нибудь "манифест о вольности" окончательно превращает социальную группу в паразитическую. За этим следует её бурное вырождение. При этом чем дальше оно заходит, тем крепче уверенность аристократии в богоданности, неотъемлемости и заслуженности от рождения своих привилегий.

Аристократию духа, увы, постигло нечто схожее, только без законодательного закрепления, - исключительно в массовом сознании. Почему интеллигент может претендовать на уважение? Потому что достаточно развитому обществу банально нужны люди, доказывающие теорему Ферма, наизусть цитирующие Гомера в подлиннике и копающие Трою - не говоря уж о людях, изобретающих атомную бомбу и запускающие спутник (полагающим, что фундаментальная наука нужна обществу меньше прикладной, а гуманитарная - меньше естественной, просьба проследовать в технократический биореактор незамедлительно). То есть, "пан доктор" пользуется уважением за то, что он - это уникальная клеточка общества, которой оно отличает Эннеады от Энеиды, и на выращивание которой потратило сильно много времени и ресурсов. Поэтому он с гордостью пишет возле дверного звонка не просто "Пихачек", а "Инженер Пихачек".
Далее следует процесс, аналогичный разложению дворянства.

Аналогом "манифеста" можно считать появление в массовом сознании формулы о "выразителях народных чаяний" вкупе с формированием интеллигентных семей и династий. Нет, поначалу-то всё хорошо! Рыцарь воспитает сына в духе рыцарства, доктор наук - в духе академизма… Только вот на определённом этапе народится отпрыск, который пожелает исключительно тратить и проедать накопленное дедами. Потом их станет много. А потом, естественно, слово "аристократ" станет синонимом слова "белоручка". Сам же барчук начнёт по-ольшански рассуждать о "быдле", с удовольствием ощущая себя от рождения принадлежащим к высшей расе "понимающих". Искренне полагать, что раз он - выразитель народных чаяний, то его личные чаяния, любой его личный каприз есть императив для "тупого быдла", а ежели оно так не считает, значит оно совсем тупое, и должно поучить его розгою. Итоги плачевны: к настоящему моменту капитал уважения к "аристократии духа" можно считать благополучно проеденным.

Утешает одно: в отличие от класса аристократов, такая социальная группа как интеллигенция ("служилая") обществу всё-таки нужна. Попытки обойтись без оной заканчиваются обыкновенно плачевно (есть мнение, что в нашей стране именно это и имеет место). Что остаётся делать свежеиспечённому - горько говорить, что смешно сказать - дипломированному философу? Что-что. Работать. И поменьше пиздеть о "небыдле", выражении народных чаяний и собственной избранности. Моё дело нужно обществу, и я буду его делать. Если всё пойдёт не так, как я предполагаю, а так, как надеюсь, - может быть, со временем "интеллигент" перестанет звучать жалко.
Когда заново заработаем промотанный "небыдлом" капитал.
Previous post Next post
Up