![](http://ic.pics.livejournal.com/ataka_baker/48888009/34652/34652_100.jpg)
Креативное разрушение (творческое разрушение) Понятие впервые использованное немецким экономистом Верером Зомбатром в книге «Война и капитализм» (1913).
Термин использовался для обозначения «процесса индустриальной мутации, которая непрерывно реконструирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую». Популяризатором данного понятия стал австро-американский
экономист и социолог
Йозефом Шумпетером в его книге «Капитализм, социализм и демократия» («Capitalism, Socialism and Democracy», 1942). В своей книге «Капитализм, социализм и демократия» Шумпетер утверждает, что «фундаментальный импульс, который поддерживает двигатель
капитализма в движении, исходит от новых потребителей, новых товаров, новых методов производства и транспортировки, от новых рынков, новых форм индустриальных организаций. Процесс креативного разрушения является ключевым для капитализма». Шумпетер называет предпринимателя не изобретателем, а новатором. Новатор демонстрирует, что новый продукт, процесс или способ организации может быть эффективным и
выгодным, таким образом разрушая старую организацию. Шумпетер называл креативное разрушение процессом трансформации, который сопровождает радикальные инновации. По мнению современных авторов, чтобы продолжать удерживать превосходство и оставаться конкурентоспособными, компании должны принять динамические стратегии резких изменений и творческого разрушения. К. Кристенсен в книге «Дилемма новатора» («Innovator’s Dilemma», 2001) анализирует влияние «подрывных технологий» на компании. Кристенсен утверждает, что игнорируя подрывные технологии, компании утрачивают возможность долгосрочного роста и процветания. На примере компаний
Johnson& Johnson и
GeneralElectric авторы книги «Творческое разрушение» («Creative Destruction: Why Companies that Are Built to Last Underperform the Market - and How to Successfully Transform Them», 2001) Р. Фостер и С. Каплан демонстрируют, как крупная компания вместо постепенного улучшения может успешно трансформироваться. В основу книги легло исследование, которое проводились по заказу McKinsey&Company и охватило более тысячи корпораций из 15 отраслей промышленности. По мнению авторов, чтобы сохранить своё превосходство и остаться конкурентоспособными на долгие времена, современным компаниям необходимо овладеть стратегией дискретной эволюции и процессами творческого разрушения. В ходе эмпирических исследований Э. Бартельсмана и С. Скарпетта производительности фирм в 24-х странах выяснилось, что креативное разрушение очень важно для улучшения роста производительности компании. Процесс творческого разрушения часто рассматривается с точки зрения роста производительности. Другие авторы, исследующие креативное разрушение, также утверждают, что процесс творческого разрушения непосредственно влияет на производительность фирмы. Переходные экономические системы наиболее ярко демонстрируют процесс творческого разрушения. Этот процесс в своей основе является динамичным. Творческоеразрушение происходит тогда, когда что-то новое заменяет собой нечто старое. Наглядный пример такого разрушения -
персональные компьютеры. Компьютерная индустрия, во главе с
Microsoft и
Intel, опередила множество фирм по производству
ЭВМ. В процессе творческого разрушения предприниматели создали одно из самых важных изобретений прошлого века. Американская корпорация
Wal-Mart, применяя
информационные технологии для управления
логистикой системы поставок и изучая образцы потребительского спроса, получила огромную прибыль и предоставила потребителю более низкие цены.
Интернет также стал источником многих творческих разрушений. Например, книжный магазин он-лайн
Amazon предоставил покупателям не только более выгодные цены, но также более разнообразную продукцию. Туристические он-лайн агентства, например, Expedia, стали пользоваться большой популярностью. Что касается будущих
инноваций на основе творческого разрушения, ведутся многочисленные исследования по разработке альтернативного вида топлива, которое будет потреблять меньше ресурсов и наносить меньше ущерба окружающей среде. Построение и функционирование
электронной демократии также может служить примером широкого использования творческого разрушения.