Лукуллов пир. Таким ли он был?

Sep 13, 2012 14:05

Все мы со школьной скамьи, «изучивши» - слово специально взято в кавычки, потому как не соответствует истине - историю Древних веков, привыкли считать времена Римской империи временами изобилия, обжорства, разврата и прочих излишеств. На языке сразу же возникают Лукулловы пиры



Роберто Бомпиани 1875 г.  Римский пир


Застолья императора Авла Вителлия



Розы Гелиогабалла  Лоуренс-Альма-Тадем 1888 год

который по свидетельству современников умудрился за полгода своего правления проесть и пропить 900 миллионов сестерциев (для сравнения - шикарное поместье стоило тогда 2-3 миллиона, т.е. император практически «пропил» целую провинцию). Кое-кто вспомнит, что именно к этому времени относится трактат Апиция  «De arte coquinaria seu de obsoniis et condimentis» («Об искусстве кулинарии, пищи и приправ») - практически первая известная нам книга по кулинарии. Вообщем  Римские или Лукулловы пиры - просто имя нарицательное.

Однако на днях, перечитывая Письма Плиния Младшего…  Ну да, я иногда читаю Плиния, и Плутарха читаю, и Светония. По-моему это чтиво лучше, чем МУРАками читать (хорошего автора «мурой» не назовут). Я в свое время, когда мои сверстники только готовились сменить красный галстук на комсомольский значок и зубрили «кодекс строителя коммунизма», вместо мути пропагандистской, читал мемуары Гая Саллюстия Криспа (а он, между прочим, был не кем-то там, а личным секретарем Юлия Цезаря)…

Так вот перечитывая, натолкнулся я у Плиния Младшего на некоторые записи имеющие отношения к кулинарии вообще и к пирам в частности:

Плиний Септицию Клару привет.

Послушай! Обещаешь быть к обеду, и не приходишь! в суд - уплати до асса расходы - и не малые! приготовлены были: по кочанчику салата, по три улитки, по два яйца, пшеничная каша с медовым напитком и снегом (посчитаешь и его в первую очередь, потому что он растаял на блюде), маслины, свекла, горлянка и тысяча других не менее изысканных блюд. Ты услышал бы или сцену из комедии, или чтение, или игру на лире, а пожалуй и все это - вот какой у меня размах! а ты предпочел есть у кого-то устриц, свинину, морского ежа и смотреть на гадитанок.

Будешь наказан, как - не скажу! Но поступил ты жестоко, лишив удовольствия - себя ли, не знаю, а меня конечно; впрочем и себя. Как бы мы позабавились, посмеялись, позанимались!  Пообедаешь роскошнее у многих, нигде веселее, спокойнее, непринужденнее. В общем проверь, и если потом ты не предпочтешь отказывать другим, отказывай всегда мне. Будь здоров.

А нормальное, дружеское отношение, да? Не смог прийти друг на пьянку, так в суд на него - за понесенный моральный и материальный ущерб! Плиний между прочим был очень авторитетным адвокатом, дела не ниже «комиссии Сената» рассматривал. Такому пальцы в рот не клади - он руку оттяпает только повод дай (шутка - Плиний был человеком великодушным, прославленным благотворительностью и даже вольноотпущенникам покупал очень приличные поместья. Участвовал в их судьбе и после того как дал им свободу).

Плиний Авиту привет.

Долго доискиваться, да и не стоит, как случилось, что я, человек совсем не близкий, оказался на одном обеде, хозяин которого, по его собственному мнению, обладал вкусом и хозяйственным толком, а по-моему, был скуп и в то же время расточителен.  Ему и немногим гостям в изобилии подавались прекрасные кушания; остальным плохие и в малом количестве. Вино в маленьких бутылочках он разлил по трем сортам: одно было для него и для нас, другое для друзей попроще (друзья у него расположены по ступенькам), третье для отпущенников, его и моих; ты не мог выбирать и не смел отказываться.  Мой сосед по ложу заметил это и спросил, одобряю ли я такой обычай. Я ответил отрицательно. "Какого же ты придерживаешься?" - "У меня всем подается одно и то же; я приглашаю людей, чтобы их угостить, а не позорить, и во всем уравниваю тех, кого уравняло мое приглашение". - "Даже отпущенников?" - "Даже! Они для меня сейчас гости, а не отпущенники".- "Дорого же обходится тебе обед" - "Вовсе нет".- "Как это может быть?" - "Потому, конечно, что мои отпущенники пьют не то вино, какое я, а я пью то, какое они". Клянусь Геркулесом! Поделиться со многими тем, чем пользуешься сам, не обременительно, если не предаваться чревоугодию. А вот его надо подавить, надо привести как бы в норму, и если тебе жалко денег, то лучше тебе сберечь их, ограничивая себя, а не оскорбляя других.

К чему все это? Чтобы тебе, юноше с прекрасными задатками, роскошь обеденного стола у некоторых не прикинулась бережливостью. Мне, любящему тебя, следует всякий раз, наткнувшись на что-нибудь подобное, пользоваться таким примером и на нем показывать, чего должно тебе избегать. Помни же: неизменно отвергай этот необычный союз роскошества и скряжничества: и то и другое гадко само по себе, а в соединении еще гаже. Будь здоров.

Прим: Авит был воспитанником Плиния Младшего. юноша который готовился поступить на государственную службу и которого он наставлял в делах гражданских и государственных. Поэтому слово ""люблю" не имеет здесь сексуального подтекста.

Из писем Плиния Младшего. http://krotov.info/acts/02/01/pliniy.html

Чтож по одному письму судить сложно. Может быть это один какой то выродок-римлянин так пировал, единичный случай так сказать, остальные соответствовали нашим представлениям: Изучаем вопрос далее, читаем описание пира у Марциана:

Если зовешь на обед не рабом уже - так было прежде, -
Что же обед не один нам подается с тобой?
Устриц себе ты берешь, что в Лукринских  водах упитались,
Я же улитку сосу, рот обрезая себе.
Гриб благородный ты ешь, для себя я свинух получаю;
Ты занялся камбалой, будет с меня и леща.
Горлица желтая даст для тебя свою жирную гузку,
Мне же сороку дают, - в клетке она умерла.
Что ж мне обедать с тобой, без тебя коль обедаю, Понтик?
К счастью, подачек уж нет! - Будем же кушать одно.
Можешь ты, гость - то право твое - у меня оставаться,
Если на голой земле ты в состоянье лежать,
Иль для себя привезешь всю нужную утварь с собой:
Ведь отказалась служить утварь моя уж давно.
Сломано ложе, на нем тюфяка нет, даже пустого,
А перетяжки лежат сгнившие, порван ремень.
Пусть, однако, для нас, для обоих, пристанище будет:
Место сам я купил, ты ж обстановку купи.Марциал Эпиграмма III, 60  http://lib.ru/POEEAST/MARCIAL/marzial1_1.txt
Хотя, впрочем, что нам Марциан? Марциан, как известно из истории, был бедным провинциальным приживалой у богатых римских родственников, может, поэтому и отношение к нему было такое?
Нужно посмотреть у современников прославленных. Возможно, их лучше угощали? Вот Ювенал - человек небедный, прославленный не только литературными дарованиями, но и занимавший крупные должности - был военным трибуном на службе и даже Верховным жрецом провинции Лацио (современная Тоскана), крупный чиновник можно сказать, а что он пишет:

Каждый богатый дворец горделивыми полон рабами.

Вот и другой: с ворчаньем каким протянул тебе хлеба,

Еле его разломив! То кусочки муки затвердевшей

С плесенью, зубы об них обломаешь, - а вряд ли откусишь,

А белоснежный, из мягкой муки испеченный, хранится

Весь для хозяина. Помни, однако, имей уваженье

К хлебному шкапу и руку сдержи, не вздумай быть дерзким!

Есть ведь кому заставить тебя положить и обратно.

"Слушай, нахальный ты гость! Наедайся из прежних корзинок!

Знать бы по цвету пора, что за хлеб для тебя предназначен".

Значит, так вот для чего мне случалось, покинув супругу,

Бегать так часто к холму Эсквилина по горке холодной,

А в это время шумел весенний Юпитер жестоким

Градом, от страшного ливня насквозь промокала рубашка!

Глянь, что за краб растянулся по блюду широкою грудью:

То господину несут. А какою обложен повсюду

Спаржею он и каким хвостом собеседников дразнит,

Шествуя важно в руках слуги высокого роста!

Ну, а тебе с половинкой яйца ничтожного рака

Ставят на крохотном блюде обед похоронный. И сам он

Маслом рыбу польет венафранским, тебе же, бедняга,

Вялой капусты дадут с душком фонарного масла.

Ювенал Сатира 5  http://lib.ru/POEEAST/UVENAL/uvenal1_1.txt

Ничего себе отношение да? Крупной фигуре и такое угощение! Не один Плиний такое Римское безобразие приметил.
Я так думаю, мы все-таки многое не знаем о нравах и обычаях тех времен.

История кулинарии

Previous post Next post
Up