Возможно кто-то из вас знает, что 7-8 октября в Москве проходил семинар С. Грофа, выдающегося психолога-исследователя, одного из основателей трансперсональной психологии. Хотел там побывать и я, но к сожалению не получилось. В сети сразу же стали появляться отчеты, включая фото некоторых из множества слайдов, обещанных на семинаре. Не обошло сие мероприятие и вездесущих юзеров жж:) Например,
alien-dictator написал несколько постов и сделал интересные фото, за что ему огромное спасибо.
Более подробно с отчетами и фото можно познакомиться в жж
автора (в частности
тут и
тут).
На семинаре Гроф рассказывал о своем друге, художнике Хансе Руди Гигере. Гроф использует его картины в качестве иллюстраций к БПМ (базовые перинатальные матрицы) - околородовому опыту. В качестве примера - иллюстрация к слайду БПМ-3 (борьба смерти и возрождения: вторая клиническая стадия родов, секс, насилие, демония, божественное).
Ранее мне было не знакомо это имя. Позор мне и презрение, т.к. оказалось, что я не знал имени творца знаменитого "Чужого"!:) Тем более, что я уже когда-то
писал об этом фильме и впечатлених от него. Найденная мною небольшая биография проливает некоторый свет на историю создания фильма.
"Ханс Руди Гигер (1940) родился в швейцарском городке Чур в семье аптекаря. Впервые рисунки Гигера (цикл "Atomkinder" - "Атомные дети") публиковались с 1959 г. в журнале, издававшемся в школе кантона Чур, а также в подпольных изданиях типа "Clou" и "Hotcha". В середине 60-х появляется мотив, который станет у Гигера одним из ведущих: роды и зародыши - механизмы. В 70-х Станислав Гроф будет использавать гигеровский "Necronomicon" для иллюстрации своей теории дородовой памяти.
Вот как характерризует творчество Гигера его друг, знаменитый "психоделический гуру" Тимоти Лири: Он погружается в наши биологические воспоминания. Он делает наши младенические фотографии за восемь месяцев до нашего рождения. Гинекологические пейзажи. Внутриматочные открытки. Гигер опусткается даже еще глубже - в ядерную структуру наших клеток.
Многие считают его художником Зла. Со студенческих лет Гигер предпочитал селиться в "проклятых" домах, коллекционировал ритуальные предметы, истользовавшиеся в ритуалах типа Черной мессы. В 1975 г. он участвовал в парижской выставке, посвященной Дьяволу; многие его работы носят богохульственный характер, выворачивая наизнанку образы причастия и распятия. Гигер учвствовал в оформлении байк-шоу "Ангелов Ада" в Швейцарии. После выхода "Necronomicon" его заочно приняли в одно из тайных обществ под именем "Frater Alien" ("Брат Чужой").
Однако, вышесказанное не умаляет его таланта. У него есть оригинальный, узнаваемый стиль. Он очень разноплановый Художник. Гигером создано множество художественных произведений: начиная от карандашных эскизов и заканчивая скульптурами. И все же излюбленной его техникой и "визитной карточкой" остается напыление акриловых красок с использованием накладных шаблонов. Проявил он себя и как дизайнер декораций и костюмов для кинофильмов. Правда первый опыт был не удачным. В 1976 г, вместе с Сальвадором Дали и Алехандро Ходоровским, Гигер работал над экранизацией произведения Френка Герберта "Дюна". Тогда он познакомился с Ридли Скоттом и Дэном О'Бэнноном, также принимавшими участие а этом проекте. Продюсеров не устроила версия Скотта и они сменили режисёра и часть команды (включая Гигера).
Знакомство с Д.О'Бэнноном и Р.Скоттом не прошло даром и имело продолжение... Летом 1977 О'Бэннон в телефонном разговоре сообщает Гигеру о готовящемся новом проекте, а осенью был издан "Necronomicon" Гигера. Один экземпляр был послан Дэну О'Баннону, который показал его Ридли Скотту. Они в это время обсуждали сценарий "Память" (в звездолёте находятся 7 человек и монстр). Увидев работы Гигера, Скотт сказал, что именно такой монстр им и нужен. В начале февраля 1978, Ридли Скотт и два продюсера Fox заключают с Гигером договор.
В течении трёх месяцев Гигер делает 30 рисунков Чужого и отправляет их в Англию, где по ним должны были сделать скульптуру Чужого. Но скульпторы не смогли реализовать замысел Гигера, тогда он сам прилетел в Англию и возглавил работы. Планировалось, что Гигер останется в Англии на 3 недели, но он провёл там 5 месяцев. Причина была в том, что он делал не только ксеноморфа к фильму, но также и разбитый космический корабль, который находит команда Далласа, и интерьер этого корабля, и пилота-инопланетянина (космический жокей), и пейзаж бесплодной планеты LV-426. Гигер также сделал все стадии жизненого цикла Чужого (кроме королевы).
Его "биомеханические" конструкции, обитатели иных миров и темных закоулков человеческой психики, знакомы зрителю по фильмам "Alien" (1979), "Poltergeist 2: the other side" (1986), "Alien 3" (1992), "Spices" (1995), и "Alien Resurection" (1997)."
Сцены из "Чужого" поразили меня одновременно своей красотой и ужасом. Величие и монументальность застывшего в кресле инопланетянина на потерпевшем давным давно крушение корабле, завтавлявшая задуматься о огромной Вселенной. Непередаваемая атмосфера "интерьера" корабля, которую мог создать только художник-талант. Монстр, сделанный так безупречно, что до сих пор врятли чье создание может с ним потягаться. Теперь много чего из этого для меня прояснилось.
Причудливые, красивые и страшные картины Гигера напрямую связаны с переживанием перинатального опыта. Они пропитаны извращенными сексуальными сценами и насилием, агрессией и ужасом, нечистотами и отбросами. Всем тем, что заставляет человека отворачиваться с одним лишь желанием - поскорее избежать контакта с "этим". Но тем не менее, все это присутствует в жизни и психологи-исследователи перинатального опыта, возможно, заставят пересмотреть наши взгляды и пролить свет на происхождение и наличие агрессивности, жестокости, алчности и многого другого...
Ссылки по теме:
Биография Станислава ГрофаВикипедия о ГрофеСайт ассоциации трансперсональной психологии и психиатрииГалерея ГигераОфициальный сайт Гигера