Этика и целостность

May 30, 2007 15:02


Есть мнение, что существуют некие универсальные и более лучшие нравственные определения, законы, идеи. При этом подобная идея может стать чем-то вроде панацеи для обреченного безнравственного общества, достаточно лишь ее провозгласить и взять за правило.
Такое мнение рассматривает этику как обособленность, вырывая ее из многих контекстов, к примеру психологического. В практическом смысле, сама по себе идея ничего не несет, кроме самой идеи, даже если она наполнена “высокоморальным” содержанием. Не учитывая, например, психологических моментов, нельзя понять движущие факторы развития морали как общества в целом, так и отдельного человека.
В качестве упрощенного примера для понимания сути, можно взять модель общества из недавно просмотренного мною фильма “Догвиль”.  Жильцы городка “Догвиль” принципиально не наделены накакой высокой нравственностью, но ею наделен молодой писатель, мечтающий воплотить эти идеалы в обществе. В городок попадает девушка, скрывающаяся от преследователей... То, что мы видим дальше, одновременно и ужасно и закономерно. Несмотря на внешнюю доброту и порядочность, жители постепенно проявляют свои истинные лица: женщины эксплуатируют и унижают по любому случаю, мужчины насилуют, дети как могут пользуются ее зависимым от взрослых положением. И кажется, только один высоконравстенный молодой человек относится к ней хорошо, хотя практически он никак не реагирует на издевательства жителей. Но, все ближе и ближе к концу фильма, его собственная нравстенная система терпит крах...
Человек общества “Догвиля” оказывается в лапах собственного эгоизма, природных влечений, злобы, корорые всплывают наружу, заслоняя собой все остальное, включая и моральные суждения. Здесь, даже не задумываясь можно сделать вывод, как общее психологическое развитие важно для морального развития.
Если копнуть еще глубже, например к работам о моральных суждениях психолога-когнитивиста Л. Кольберга, можно сделать некоторые выводы. Кольберг выделил 3 уровня (условно конечно) морального развития и 7 стадий, связав их с этапами биологического взросления и умственного развития. Эти сведения в некотором роде могут указать причину, почему то или иное нравственное суждение может быть взято за правила поведения человека, а почему не может. Выделив 3 уровня: донравстенный (предконвенциональный), конвенциональный, автономный (постконвенциональный), Кольберг показал, что индивид, находящийся в том или ином уровне и стадии может обладать только теми признаками морального суждения, которые ему присущи на данной стадии. К примеру, ребенок, в силу своей доконвенциональной стадии “послушание из страха быть наказынным”, либо “послушание, ради получения каких то благ”, врятли возмет в качестве своей морали те благочистивые и высокие принципы, которые трактуют ему родители. Также и взрослый, находясь в конвенциальном уровне, не выйдет внезапно за пределы трактуемой ему обществом морали.
Но даже в такой “совершенной” когнитивной модели есть одно простое но, которое можно наблюдать повсюду: человек вдруг ведет себя совершенно не так, как предписывает ему моральное суждение. Этому могут способствовать не только психологические причины, о которых написано выше, но и другие.
Таким образом, этика не может развиваться без целостности, будь то целостность психологическая, либо культурно-социальная, либо всей совокупности сфер.
Previous post Next post
Up