Карл Штилер. Людвиг Ван Бетховен (1820)
Однажды в 90-е годы мой преподаватель истории музыки сказал на лекции, что «в конце концов» не следует так прямо делать из Бетховена коммуниста, что, конечно, основания для «революционного» восприятия Бетховена существуют, но что в целом это крайне однобоко: его музыка гораздо многообразнее, содержит массу совсем не бунтарских страниц, а полных нежности, мечтательности, отрешенности и т. д. Кроме того, ему покровительствовала венская аристократия, а в конце жизни он в основном писал крайне сложную, труднодоступную для «простых» людей музыку и даже говаривал, что пишет не для «галерки».
Я тогда, честно говоря, несколько оторопел. Во-первых, я понял, что к Бетховену в Советском Союзе существовало действительно некое особое отношение, как к композитору почти что «коммунистическому». А во-вторых, мне стало ясно, что прежде я это странным образом воспринимал как нечто естественное и само собой разумеющееся, несмотря на то, что коммунистическую партию я застал уже совершенно разложившейся. Образ Бетховена, который транслировался через тексты советского времени, в целом, вполне сходился с тем, что говорила мне сама музыка.
Не будем в данном случае цепляться за грубое упрощение и смешение понятий в речи лектора. Подобные передергивания и сегодня приходится постоянно слышать, и дело в данном случае не в них. Дело во внутренней сущности бетховенской музыки и в ее отношении к сокровенной сущности Советского Союза, или, точнее, к той великой мечте человечества, которая его породила.
Читать далше:
https://rossaprimavera.ru/article/12d65962