Памятник Генделю в Халле
Георг Фридрих Гендель (1685-1759) - великий немецкий композитор (так мы учили в школе) эпохи Барокко. Но для британцев он великий, или скорее величайший британский композитор. Дело в том, что в 1712 году Гендель переехал на постоянное жительство в Лондон, спустя 15 лет принял английское подданство (его имя стало писаться George Frideric Handel) и стал настоящим национальным достоянием англичан.
Этот факт выглядит может быть не столь значительным, чтоб уделять ему особое внимание, но он связан с особыми музыкально-историческими обстоятельствами, которые стоит упомянуть.
В 17 веке в Англии существовала богатая и оригинальная музыкальная культура, давшая, миру много крупнейших композиторов и такого гения как Генри Пёрселл. Но в конце 17 века, в результате политических пертурбаций, английский двор и элита перестали заботится о национальном музыкальном творчестве. Яков II, взошедший на трон в 1685 году, был католиком. Он предпочитал итальянскую музыку и прекратил поддержку англиканской церковной музыки, а также придворной капеллы. Яков был свергнут в 1688 году принцем Оранским при поддержке английского парламента (в английской историографии это событие называют «Славной революцией»). К власти пришли Вильгельм III Оранский и Мария II Стюарт, которым было не до музыки и вообще не до культуры, т. к. приходилось заниматься подавлением восстаний, наведением порядка во внутренних и международных делах и т. д. Вдобавок король, пытаясь уменьшить влияние католической культуры и французского (католического) двора Людовика XIV, издал указ об упразднении оркестровой музыки в дворцовых и религиозных церемониях. В начале 18 в., при Королеве Анне, положение несколько улучшилось, но цвет композиторской школы был безвозвратно утрачен: английских музыкантов вытеснили итальянцы, а Пёрселл умер в 1695 в возрасте 37 лет. Итальянская опера в ту пору была уже чем-то вроде Голливуда от музыки (и это продлилось вплоть до 20 в.). Т. е. не то, чтоб музыка была плохой, а просто она была доступнее, мелодически привлекательнее, стандартизованнее, и «маркетинг» у нее был очень хорошо организованным.
Таким образом, по причине приостановки элитного покровительства, английская национальная композиторская школа была полностью уничтожена. Она начала робко восстанавливаться лишь во второй половине 19 в.
Итак Гендель, немецкий музыкант, родившийся в Халле, переехавший затем в Гамбург, в 1707 году поехал на три года в Италию с целью совершенствования своего искусства. Там он завоевал славу выдающегося, в том числе оперного, композитора. Вернувшись в Германию Гендель стал капельмейстером при ганноверском курфюрсте Георге, который в 1714 г. был возведен на британский престол под именем Джорджа I Ганноверского.
Вскоре после возвращения из Италии, Гендель побывал в Лондоне, где музыкальная жизнь была в глубоком упадке. Уже прославившегося композитора итальянских опер там видимо хорошо приняли и посулили ему процветания, так что в 1712 году Гендель переселился в Лондон. Двумя годами позже, когда его бывший патрон, курфюрст Георг, большой ценитель музыки, стал английским королем, Гендель оказался в нужное время в нужном месте.
В 1720 г. его назначили директором Итальянской оперы в Лондоне и, конечно же, он продолжил создание сценических произведений на итальянские либретто. Но при этом он работал и над произведениями на английские тексты, а также осваивал чисто английскую музыкальную традицию (особенно великого Пёрселла). В результате родился вершинный жанр генделевского творчества - оратория.
Оратория - большое вокально-инструментальное произведение для хора, солистов и оркестра. Является чем-то вроде оперы без костюмов и театрализованного действия. Гендель автор около 30 ораторий, среди которых такие шедевры, как «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей».
Прижизненная слава Генделя была огромна. Он похоронен в Вестминстерском Аббатстве, рядом с самыми выдающимися историческими деятелями Англии.
Стиль Генделя сформировался на пересечении школ и влияний. При этом он остается цельным и узнаваемым. Будучи великим мастером полифонии и фуги (см.
Музпросвет N°25), Гендель в отличии от Баха, чаще использовал гомофонный склад (что естественно для оперного письма). Стиль его более фресковый, броский и экстравертивный, чем у «объемного» и погруженного в глубины человеческого духа Баха. Его влияние на последующие эпохи, в целом может быть и меньше баховского, но многие великие композиторы, в том числе Гайдн, Моцарт и Бетховен, преклонялись перед Генделем и внимательно его изучали.
Ария «Lascia ch'io pianga» (Дай мне оплакать грустную долю...) из оперы Ринальдо (1711).
Вероятно, самая известная из итальянских арий Генделя
Чечилия Бартоли:
Click to view
Пассакалья из клавесинной сюиты N°7 (1733)
Пассакалья - медленный танец испанского происхождения. В XVII-XVIII в. писа́лся в форме вариаций на неизменный бас.
Скотт Росс:
Click to view
«Аллилуйя» из оратории «Мессия» (1741)
Хор Кембриджского Королевского Колледжа, Cambridge Brandenburg Consort, дир. Стивен Клеобери:
Click to view
«Total eclipse » ария ослепленного Самсона из оратории «Самсон» (1741-43)
Марк Леброк:
Click to view