Песня (Lied) - несомненно главный шубертовский жанр. Но главный он не потому что его песни лучше его же инструментальной музыки, а потому что они - первоисточник, который определил всю специфику инструментального стиля Шуберта. В песенности вся его оригинальность, а также его важнейшая историческая роль. Дело в том, что именно через песню открылся Шуберту доступ к новым источникам вдохновения - к народным истокам и к тому, что можно назвать лирической струей. Народность тут надо понимать не как какую-то экзотику, а как укорененность в подлинной жизни народа, в музыке его быта (песня была бытовым и любимым простыми немцами жанром, который именно Шуберт возвысил до великого искусства). Под лиричностью же надо подразумевать некий личностный тон высказывания. Музыка как бы идет от первого лица. Как в поэзии, "Выхожу один Я на дорогу..." - только в музыке это "Я" не говорится, а только ощущается. Эти две черты - народность и лиричность станут одними из главных, определяющих моментов музыкального романтизма, в первую очередь - немецкого. Не надо думать, что музыка Шуберта (или вообще музыка 19 века) все время подразумевает ТОЛЬКО "говорение" от первого лица. Просто в большинстве произведений - это характерная черта самогО музыкального материала, его как бы внутреннего пропевания. При этом, часто, все это
оплетается и оттеняется другими элементами, что создает сложные и богатые картины. В этом именно и заключается пресловутое преобладание субъективного начала в романтической музыке. В то время как в классицизме - субъективное и объективное, частное и общее, находятся в равновесии.
Если песня с юности же стала для Шуберта чем-то "своим", естественным и органичным, с ранних лет давшим такие шедевры, как "Лесной царь" и "Гретхен за прялкой" (~ в 19 лет), то с инструментальной музыкой все было гораздо сложнее. Тут модели венского классицизма довлели настолько, что композитору только постепенно удалось найти в ней себя (с той же степенью органичности, что и в песнях).
Одним из главных его вкладов в этой области являются сборники фортепианных пьес: Шесть "Музыкальных моментов" и восемь "Экспромтов" (2 тетради по 4 пьесы). Все они в основном относятся к последним годам его короткой жизни. В виде этих пьес, Шуберт дал немецкой культуре первые совершенные образцы "Характерных пьес" (Charakterstücke), которые пришли на смену классической сонате, в качестве основного жанра фортепианной музыки. В Экспромтах и Музыкальных моментах песенное начало прорывается с удивительной силой и свежестью.
Предлагаю послушать два экспромта (N°3 и 4).
Экспромт N°3
Вильгельм Кемпфф:
Click to view
Мюррей Перайя:
Click to view
Экспромт N°4
Святослав Рихтер:
Click to view
Артур Рубинштейн:
Click to view
Мария Юдина играет всю первую тетрадь. Как всегда очень "по-своему".
(N°3 на 12'04", N°4 на 17'55"):
Click to view