У меня случилось обострение религиоведческого интереса на почве прочтения
очередной книжки о египетской мифологии - и появилась пара мыслей, связанных с мироконструированием в целом и миром "трансгенезиса" в частности. Предупреждаю: мысли не новые и по этой причине, скорее всего, малоинтересные.
1) Параллель боги/авторы.
В той же древнеегипетской и более примитивных религиях боги являются частью мира, в котором они живут, и в некоторой степени (ну, со временем всё менее существенной) подчиняются его законам - стареют (см. миф о восстании людей против Ра) и даже могут быть убиты, хоть и не окончательно (см. мифы об Осирисе). Они, по сути, являются "персонажами" на одном уровне реальности с людьми и прочей живностью, хотя и обладают другими свойствами.
В более поздних системах верований бог - типичный "злой-нехороший автор" (термин Селкера), который находится вне мира, на другом уровне реальности - но, разумеется, может проецировать себя в свои фантазии, иначе неинтересно. Мир существует не просто потому что существует, он нужен для сюжета и создан ради сюжетов. Автор специально придумывает правила, чтобы персонажи их нарушали и их было за что "наказать" дальнейшими приключениями - знакомо? И вообще является причиной всех происходящих в этом мире гадостей, равно как и радостей, причём это ничуть не противоречит тому, что он любит своих персонажей (как результат собственного труда, как минимум) и сопереживает им (ну а как иначе за них всё продумывать?).
Если авторов несколько, они могут заступаться за любимые игрушки своих персонажей для того, чтобы развивать собственный вариант истории ( - А вот сейчас змеи твоего Геракла задушат и никаких подвигов не будет!
- А вот сейчас он сам твоих змей задушит, и будут!) - тоже, наверное, знакомая ситуация.
Основная идея: если какой-нибудь Автор вдруг берёт и называет себя богом своего авторского мира - глупо обвинять его в завышенном самомнении, при рассмотрении со стороны этого самого мира он совершенно прав =)
P.S. Если кто-то решит, что на основе этих рассуждений можно доказывать, что у реального для нас мира тоже есть автор - он не по адресу. Я считаю, что люди придумали богов на основе своей способности к творчеству, а не наоборот.
2) Равноправность вариантов мифологии.
Древние египтяне стремились сохранять и пересказывать все разнообразные варианты своей мифологии, даже если они явно противоречили друг другу. Современные люди убиться готовы в попытках искусственно выстроить единую систему и сюжет из этих обрывков. Но скорее в современном контексте стоило бы также понимать эти несовпадающие сюжеты как множество равноправных вариантов. Вариантов вселенной ака "параллельных миров".
Тогда можно получить идеальное оправдание для любой ереси: все эти события действительно происходили так, как они описаны. Ты можешь выбрать ту версию, которая кажется тебе самой удобной (или почему-либо выглядит именно для тебя самой достоверной) и строишь личную систему верований в соответствии с ней, остальные поступают так же, и все они правы (и, для полного счастья, в конце концов попадают в загробный мир того варианта вселенной, который они выбрали). Думаю, было бы неплохо построить неорелигиозную систему мира "трансгенезиса" по такому принципу. Адаптация древнеегипетских мифов для непосвящённых, конечно, к тому времени завершится сведением всего в единую историю, а о многовариантности будут помнить только специалисты-египтолгоги, но можно "примирить" все религии по такому принципу. На самом деле это уже было сделано (зооморфы на "Я верю в то-то" отвечают "Хорошо. А я вот в то-то...", а не "А я в другое, и тебя, сволочь, поэтому сейчас убью!"), но не сформулировано.