Это такая специфическая штука, которая будет непонятна тем, кто не знаком с игрой Star Wars: The Old Republic, спойлерна для тех, кто знаком частично, и вопиюще неканонична для тех, кто знаком полностью (отчасти специально, отчасти просто потому, что автору игру проходить не доводилось - только чужие прохождения смотреть и читать Вукипедию).
Она в частности про взаимоотношения Шайтана с его первым компаньоном и в целом про изменение его характера от просто наглой сволочи до сентиментальной сволочи, осознающей всю степень своей сволочности %).
1. (Коррибан)
Среди красных песков и скал Коррибана сражались двое. Дашейд против человека. Громоздкое вибролезвие с кортозисной оплёткой против светового меча с двумя алыми клинками. Сила против скорости. Ярость против ярости.
Несмотря на массивное телосложение, Кем Вал вовсе не был медлителен и неповоротлив - но его тщедушный противник, казалось, был огненным смерчем, который нельзя поразить и который ничто не сможет остановить. Дашейд не мог уловить момент для атаки. Человеку не было нужды защищаться.
Шайтан выпустил молнию в ноги непокорного слуги, вынуждая того отпрыгнуть назад - и упасть, всего на мгновение... Которого хватило, чтобы оказаться совсем рядом и приставить клинок к его шее. А потом - так же быстро отскочить, боясь не столько контратаки, сколько искушения нанести смертельный удар.
"Это не честно!" - в очередной раз прошипел монстр сквозь частокол острых зубов, поднимаясь на ноги.
Ситх хрипло зарычал в ответ - голос его был лишь немногим больше похож на человеческий: "Ты сам хотел сразиться снова, когда восстановишь силы! Ты сам выбрал время и место! Чего, *****, тебе ещё не хватает для честности?!"
Этот человек вообще любил поговорить и с готовностью отвечал на реплики своих врагов. Разумеется, не спуская с них глаз и не забывая держать подобающую дистанцию. Тянуть время с ним было довольно легко. Уболтать и заставить совершить ошибку - невозможно.
"Ну что, хватит с тебя?" - ответом была внезапная атака, которая, как и все предыдущие, не достигла цели.
"Не умеешь проигрывать? Так я тебя научу!" - ситх снова обратился в огненный смерч. Сухой воздух пустынной планеты обдирал горло, солнечные лучи с ясного неба, несмотря на холодную погоду, обжигали сквозь чёрные одеяния - но его тело словно впитывало жар и боль, обращая их в силу. Или так оно и было? Он не замечал, сколько прошло времени, и не переживал об этом. Он чувствовал, что может продолжать эту жестокую игру сколь угодно долго.
"Может, он просто хочет умереть вслед за старым хозяином, но религия не позволяет совершить самоубийство?" - высказал предположение голос в его голове.
"Хм... возможно" - он был слишком сосредоточен на схватке, чтобы добавить своё обычное подчёркнуто-учтивое "Учитель", которым любил подразнить ныне запертую в его теле наставницу - "надо будет как-нибудь прояснить этот вопрос".
В прыжке человек отключил меч за миг до того, как клинок разрубил бы голову дашейда на уровне глаз; пролетел мимо и снова оказался на безопасном расстоянии.
"Опять скажешь "не честно!"? А ты вот о чём подумай: честно ли всё это было по отношению ко мне? Честно было посылать мальчишку-ученика против опытного воина? Или, может, честно то, что ты бы рад порвать меня на куски, а я вынужден сдерживаться, чтобы тебя не покалечить?!".
Теневой Убийца только шумно выдохнул. То ли от бессильной злобы потерял дар речи, то ли просто уже слишком устал.
"Кстати, а если я всё-таки отрежу ему руку или ногу - отрастёт?" - Шайтан спросил Заш вслух, специально чтобы Кем тоже это услышал.
"Возможно, но на это потребуется много времени".
Он всё же достал противника клинком - просто чтобы напомнить, что может это сделать. Оставил длинную обугленную рану на левом плече, понадеявшись, что не заденет ничего жизненно важного внутри мускулистой лапищи. Потом шарахнул молниями для закрепления результата.
А потом подошёл вплотную к поверженному в который раз чудовищу и заявил: "Мне. Это. Надоело.
Либо признаёшь, что я сильнее, прекращаешь своё нытьё о Тулаке Хорде, своей несчастной судьбе и о том, какой я "слабый, нечестный и недостойный" и остаёшься в моей команде. Либо - проваливай на все четыре стороны!"
"Что?!"
"Что слышал!"
"Я вообще-то предлагаю тебе свободу, дурья твоя башка. Забыл, что это такое, пока дрых тыщу лет в своей клетке?" - этого он вслух не сказал, но был уверен, что дашейд всё понял и решит уйти. Жалел о том, что потеряет всё ещё полезного, хотя временами раздражающего союзника, но от своих слов отказываться не собирался. Удивился и едва ли не возмутился, когда услышал ответ: "Ты сильнее. Я остаюсь".
"Ладно, тогда пошли на корабль" - уже спокойно, даже почти не издевательски - "Аптечку выдать или сам найдёшь?"
2. (Оссус)
Планета была почти такой же пустынной как Коррибан, но колонисты смогли развести здесь впечатляющее хозяйство. Интересно, как им это удалось?
Шайтан наблюдал издали. Ему, признаться откровенно, всё ещё не хотелось убивать республиканцев - после того как многие из них были частью его Альянса, сражались на его стороне против общего врага. Он больше не ненавидел и не презирал джедаев - по крайней мере, всех подряд по умолчанию. Но он был верен Империи Ситхов - а значит, должен. Когда-то он гордился тем, что может в любых обстоятельствах сдержать свой гнев - остановить молнию в полёте, если это необходимо. Теперь он с такой же уверенностью откажется от жалости и симпатий. Эмоции никогда не помешают ему сделать то, что требуется.
"Некоторые сказали бы, что ты думаешь прямо как джедай" - поддразнил его голос в голове.
"Вы правы, Учитель. "Нет сомнений, только долг", или как там они выражались в этом спецотряде..." - ответил он с беззастенчиво широкой улыбкой.
И вдруг остановился, словно споткнувшись. Неужели?
"Я чувствую чьё-то присутствие. Странно знакомое".
"Что-то, о чём стоит беспокоиться?" - встрепенулась его вторая, материальная спутница.
"Нет, майор, никаких проблем. Идите вперёд, я вас догоню".
Могучая фигура легко держала одной рукой человеческое тело, но бросила его на землю, увидев - или почуяв - приближение другого существа.
"Это ты, маленький ситх. Давно не виделись. Постой тут и посмотри, как я сожру этого джедая!"
"И тебе привет. Я такое уже видел, можешь не хвастаться" - усмехнулся Шайтан. Если Кем Вал думает напугать напоминанием о том, что когда-то собирался сделать это и с ним, он явно просчитался. Монстр отвернулся - не желал больше встречаться взглядом. То ли такой ответ его задел, то ли сам стыдился чего-то.
"Когда ты пропал, мне больше некому было служить. Я путешествовал, пока не попал сюда. Здесь много добычи, но слабой... я всё ещё голоден. И мне всё ещё некому служить".
"Ты свободен, но не рад этому?"
Неужели дашейду столько лет было мало, чтобы, наконец, привыкнуть? Сам Шайтан вообще в свободу не верил: Кодекс Кодексом, идеалы идеалами, но он знал, что в реальном мире полностью свободен не может быт никто. Правда, иногда фантазировал о том, что кто-нибудь всё-таки мог бы. Кто-нибудь, только не он... Кем Вал, по крайней мере, мог не подчиняться больше ничьим приказам - чем же это ему не понравилось?
"Я просто никогда не думал, что это будет вот так" - а как именно ему было бы надо, не сказал, опять же.
"Не поверишь, но я тоже скучал по тебе. Даже по тебе!" - ситх не стал добавлять подробностей. Рассказывать о том, что в своём заточении наедине с худшим кошмаром этой галактики, в споре с тем, называл всю свою старую команду своей семьёй. Отчаянно звал их и спешил на помощь, ещё не понимая, что это всего лишь образы из его воспоминаний. Был бы счастлив просто по-детски обнять и расцеловать каждого из них. Даже Кема и Зивкалрайника, хотя они не поймут. Даже Ашару, хотя она... наверняка поймёт не так.
"Значит, всё может снова быть как прежде?"
"Может быть - лучше? Прежде я не умел по-настоящему дорожить кем-то. Не знал, каково это - терять друзей. Не понимал, когда ты говорил о верности и чести. Теперь - понимаю" - вздохнул, потом добавил: "Ты не подумай, будто уговариваю, если что. Твой выбор".
Молчание. Надежда - на что именно? Решит вновь присоединиться к нему, или на этот раз всё-таки предпочтёт уйти своей дорогой? Шайтан был бы равно рад и тому, и другому.
"Я пойду с тобой. Как твой союзник".
"В таком случае, добро пожаловать!"
3. (Одессен)
Он не рискнул просить кого-то ещё показать дашейду базу; отложил все дела и провёл экскурсию лично. Никаких лишних вопросов и недоразумений, никаких секретов - если уж он сам его привёл сюда, значит, так надо. Заглянули к Талосу - тот радостно приветствовал всех троих (никогда не забывает про госпожу Заш, хотя даже сам Шайтан иногда умудряется про неё забывать), хотел засыпать ходячий реликт вопросами - вдруг на какой-нибудь да ответит - но вовремя спохватился: пусть сперва освоится на новом месте. Жаль, по дороге не встретили того, с Явина-4 - сородичи, наверное, захотели бы многое между собой обсудить. Ладно, сами потом друг друга найдут.
"А сам я живу вот здесь. Ну как, живу... редко задерживаюсь надолго, дел полно. Но заходи, если захочешь поговорить".
Дашейд остановился в дверях, оглядел скромную, не слишком уютную комнату - наверняка недоумевая, почему человек, когда-то познавший привилегии члена Тёмного Совета, не выбрал себе обиталище много просторнее и роскошнее. Но спросил не об этом.
"Ты сказал, что понимаешь меня теперь, ситх. Что верность и честь для тебя больше не пустые слова. Что изменилось?"
"Я изменился".
Он думал об этом разговоре всю дорогу, готовился к нему, постепенно вспоминая прошлое. Осознавая, что вёл себя тогда как последняя сволочь. При каждом удобном случае бил по больному месту и не считал это чем-то неправильным. Может быть, Тёмная Сторона Силы обеспечивала иммунитет к угрызениям совести - до тех пор, пока он не перестал верить, что у Силы есть стороны.
"Только не вздумай просить прощения!" - предостерегла Заш - "Ты ведь не хочешь оскорбить его ещё больше?"
"Прощения? Опять эти шуточки про то, что я становлюсь похож на джедая?" - на сей раз было не смешно, потому что попросить прощения действительно хотелось. Но это просто настолько не то, чего ждут от ситха... Чему верят, когда такое говорит кто-то вроде него. Чему он сам бы поверил, если бы от себя услышал.
Он достал из ниши в стене рукоять светового меча - изящную, но слишком большую для его собственных рук; частью чёрную, частью дюрасталево-серую, украшенную серебристым узором и лопастями, похожими на крылья космического челнока. Был уверен, что дашейд узнает - вспомнит или почувствует - чьё это, но всё же на всякий случай спросил: "Помнишь Защитника Империи?"
"Помню. Ты был на его корабле".
"Мы сражались бок о бок против несметных полчищ врагов. Я думал, что это моя последняя битва... И величайшая честь, какой я когда-либо был удостоен.
Он погиб на Закууле. Я - остался в живых.
Когда я вернулся туда с победой, я искал его меч. Дарт Заш сказала - это напомнило ей то, как ты относился к своему повелителю.
Тогда я понял".