"Зачем нужны белила в акварели?"

May 16, 2020 16:01

Несколько ответов для тех, кто искренне задаётся этим вопросом (впрочем, провокаторам-фанатикам безбелильной акварели тоже разрешается почитать).
Возможно, существует ещё много применений для белой акварели, о которых я и не подозреваю. Делитесь опытом (если хотите, конечно)!

Начнём с самого очевидного:
1) Белые пятна в классическом рисунке.

Если вы не работаете на формате А3+ или не изобрели маскирующую жидкость, которой можно начертить линию шириной с волос, рано или поздно вам придётся столкнуться с необходимостью нарисовать что-то мелкое и белое поверх закрашенной (возможно, нечаянно, но от этого не легче) области. А ещё бывают такие вещи как звёздное небо... Всё это можно сделать белой тушью или гелевой ручкой, но иногда белила (для такого случая - титановые) предпочтительнее.
Вот на этой карточке, например, ими нарисованы вибриссы и, отчасти, трава на переднем плане:

Именно акварельные белила позволили не делать контраст чересчур резким и неуместным при отсутствии яркого солнечного освещения, а также изобразить сизый налёт инея на траве.

Кстати, в китайской традиционной живописи белая краска используется наравне с другими. Тому есть исторические причины: рисовая бумага прозрачная; часто не совсем белая или совсем не белая, а шёлк, на котором рисуют самые серьёзные картины, вообще сильно желтеет (или, по крайней мере, при старых технологиях желтел) после пропитки составом, защищающим его от погрызания всякой живностью. Помимо всего прочего, китайцы прорисовывают белилами обратную сторону белых/светлых объектов (по крайней мере, на шёлке; делают ли они это и на бумаге - не знаю, но я лично пробовало и мне понравилось), благодаря чему эти объекты особенно красиво выделяются на тонированом фоне. Всякие "аж светящиеся" белые цапли, цветы и платья - это вот оно.
(Знающие люди тут могут возразить, что китайская акварель - вообще не акварель, и будут... не совсем правы. Или даже совсем неправы. Потому что акварель - это прозрачная водорастворимая и легко смываемая водой краска; всё остальное - частности).

2) Не белая бумага.

Я люблю рисовать чёрно-белой акварелью на обёрточной бумаге (которую сейчас называют "крафт"). Почему именно акварелью, а не гуашью, акрилом, тушью, т.д.? Да не вопрос, ими я тоже рисую. Просто рисунки разными материалами выглядят по-разному, и в некоторых случаях именно акварель кажется лучшим выбором.
Но сравнительно недавно в продаже - наконец-то! - стала появляться и именно акварельная бумага среднего тона (а иногда вообще чёрная). Оливковый и тёпло-серый "Солёный ветер Венеции" и отдельные листы других цветов без названия от Палаццо - весьма неплохие. Чёрный картон от "Ван Гог" (вот этот не очень, если честно, а сколько шума было...). Чёрная (ещё и хлопковая!) бумага от Stonehenge - очень хороша (вот этот рисунок как раз на ней сделан):


Для цветной бумаги также предпочтительны титановые белила, но за неимением таковых рисовало и цинковыми - только задалбывалось при этом набирать нужную степень непрозрачности.

Ну и к менее очевидному:
3) Тёмные области в классическом рисунке.
Вы можете почитать книгу П. П. Ревякина "Техника акварельной живописи", а можете посмотреть вот это видео Сергея Лелюха, чтобы узнать, что в европейской акварельной традиции белила используются для создания - внезапно! - кроющих тёмных цветов. Полагаю, именно для этого, а вовсе не с садистской целью заставить вас купить "ненужную краску", их и кладут в не самые минимальные наборы акварели.

Спасибо за внимание. После прочтения всего этого вы всё ещё можете не использовать белила, если не хотите =).

окружающий мир, стили и техники, рисование

Previous post Next post
Up